Болты и гайки для литых дисков и их отличие от штампованных


Крепёж для литых и штампованных дисков к ступице отличается. А вот нужно ли вам, в вашем конкретном случае его менять, нужно выяснять. Не всё однозначно. Мне работники шиномонтажа сказали, что нужно менять, но внимательно изучив тему и разобравшись в ситуации я выяснил, что такой необходимости не было. А теперь обо всём подробно.

Случилось так, что переобувать машину на летние колёса пришлось не мне, а моей жене. Я был в длительной командировке, а весна уже радовала во всю! Снег давно сошёл, земля просохла, травка зазеленела, и ездить гремя шипами по асфальту надоело. Вот и решила она меня не ждать, а сделать всё сама. Работа не трудная, но для женщины тяжелая, грузить и таскать колёса – мужское дело.

Надо сказать, что у нас имеется два комплекта колёс. Разбортировать не надо, только проверить балансировку и поменять. Дома погрузить ей помог сосед, ну а в шиномонтаже специалисты сами всё делают. И снимут, и поставят, и погрузят.

Приехала она на шиномонтаж. Ребята шустро и с удовольствием взялись за работу. Отбалансировали, стали ставить, и тут вдруг у них возник вопрос: «Где специальные гайки для литых дисков?»

Работники шиномонтажа сказали жене, что для литых дисков должны быть специальные гайки. Она ответила, что никаких специальных гаек нет. И вообще, мы уже четыре года ездим на машине и такого вопроса никогда не возникало.

Они предложили поискать в машине, не веря ей, что другого комплекта гаек нет. В автомобиле ничего не нашлось, да и не могло быть. А раз не нашлось, то привинтили тем, что было. Ну а жене настойчиво посоветовали при первой же возможности поменять все гайки на специальные, для литых дисков. Объяснили это тем, что обычные гайки портят литые диски и могут разрушить их при больших нагрузках, что не безопасно.

Жена конечно же сразу всё пересказала мне с вопросом, что делать? Я посоветовал пока ездить так, мы не экстремалы в вождении и большим нагрузкам взяться неоткуда. Жена в машине большей частью одна, да и четвёртый год уже ездим, ничего не подозревая о специальных гайках. Вернусь из командировки – разберёмся и поменяем если надо.

Зачем менять крепёж при смене колёсных дисков

По приезду домой, сразу как только появилось свободное время, я озадачился этим вопросом и полез в интернет искать ответы, а также задавать вопросы мастерам из шиномонтажа.

Изучив большое количество различных ресурсов, форумов, ГОСТов и опросив некоторых специалистов, узнал много нового для себя и решил что стоит поделиться полученной информацией и своими выводами с теми, кто интересуется этой темой и с теми, кто даже не слышал об этом.

Действительно крепление литых и штампованных дисков к ступице отличается. И это различие обусловлено двумя основными факторами. Первое, что влияет на выбор крепежа это разница посадочных мест – мест крепления болтов или гаек. Второе – это различие материалов из которых изготавливают литые и штампованные диски.

Как измерить самостоятельно

Замеры должны быть максимально точными, так как показатели отличаются близкими значениями с расстоянием в пару миллиметров, к примеру, 98 и 100 либо 110 и 112 и они не являются взаимозаменяемыми. Чтобы исключить ошибку, рекомендуется использовать штангенциркуль или линейку.

Соседние отверстия

Вот как нужно определять расстояние между отверстиями для болтов. Берутся габариты окружности, на которой располагаются отверстия. Диаметр определяется при помощи таблиц совместимости либо измерением при помощи линейки. Полученное расстояние между соседними крепежами следует умножить на коэффициент, который зависит от количества отверстий. Окружность у ВАЗа равна 9,8 см, у легковых автомобилей составляет 139,7 миллиметров.

Дальние отверстия

Несложный метод измерения производится на моделях с четным количеством выемок – под 4, 6, 8 крепежей. Расстояние между параллельными отверстиями – PCD.

А вот как замеряют дальние отверстия дисков с пятью болтами: расчет производится между несмежными углублениями, полученную цифру следует умножить на 1,051.

Посадочное место крепежа

Первое, на что следует обратить внимание это какое посадочное место для гаек и болтов имеет литой диск. Существует три основных типа гнезда и соответственно три вида болтов и гаек:

  • Сферические
  • Конические
  • Плоские

У литых изделий при использовании соответствующего профиля увеличивается площадь соприкосновения болта с диском, тем самым распределяя и уменьшая нагрузку на металл. Выбор неправильного профиля может привести к разрушению диска, ослаблению затяжки и самопроизвольному откручиванию болтов или гаек.

Болты со сферическим профилем встречаются на оригинальных литых дисках у немецкого автопрома Mercedes и группы VAG (Audi, VW, Seat, Skoda). Плоские использовались компаниями Peugeot и Citroen. Остальные производители чаще всего используют конический профиль в колодце диска. Большинство реплик производимых в России и Китае тоже используют конический профиль. Штампованные диски не исключение и как правило тоже крепятся коническими болтами и гайками.

Соответственно если вы приобрели диск, который имеет посадочное место в виде конуса, а ранее используемый крепёж был сферическим, то конечно же нужно его заменить.

Последствия от другой разболтовки

Применять несоответствующие болты опасно в первую очередь для безопасности. При разболтовке происходит осевое смещение всего колеса относительно ступицы. На высокой скорости колесо крутится неравномерно, машину будет трясти, что сопровождается биением в руль.

При монтаже колес автолюбители часто сталкиваются с такой проблемой, как несоответствие диаметра крепежей. В этом случае подойдут болты-эксцентрики с подвижной конусной частью, что позволит устранить несоответствия в размере.

На что влияет различие материалов из которых изготавливают диски

Штампованные диски производятся из прочной стали благодаря чему в месте расположения крепежа они имеют малую толщину. В то время как литые диски, изготавливают из более лёгких и соответственно менее прочных сплавов. И как следствие, толщина таких дисков в местах крепления больше, чем у стальных.

Данное обстоятельство тоже влияет на выбор крепежа. Точнее сказать определяет длину необходимых болтов или шпилек для крепления колёсных дисков. При замене дисков и увеличении толщины в месте крепления важно чтобы болт входил в ступицу на достаточную глубину. В то же время при уменьшении толщины болт не торчал из ступицы с обратной стороны.

Что считать достаточной глубиной? Как такового стандарта я не нашёл. Интуитивно понятно, что чем больше тем лучше. Безопаснее закрутить так, чтобы болт занял всю резьбу отверстия и выступал с обратной стороны ступицы на 1 виток резьбы, что допустимо. А минимальное безопасное углубление, на которое необходимо вкручивать болт одни специалисты называют 10 мм, другие советуют закручивать на глубину равную диаметру резьбы.

Цифра 10 мм, я думаю, взялась исходя из того, что на большинстве массовых автомобилей глубина резьбового отверстия в ступице равна этому числу.

Как вычислить достаточно ли глубоко вошёл болт в ступицу? Самый простой метод по количеству оборотов баллонного ключа. Берём необходимый минимум 10 мм и делим на шаг резьбы вашего крепежа (на моей машине к примеру – 1,5), в итоге получаем семь. Добавляем один виток, выступающий из ступицы и получаем минимум восемь оборотов. При шаге резьбы 1, 25 получится минимум 9 оборотов. Обратите внимание, что это минимум! Если позволяет толщина ступицы, то больше – лучше и безопаснее.

Что касается гаек, то важно чтобы гайка полностью наворачивалась на шпильку и как минимум один виток оставался свободным. Если длины шпильки недостаточно, то из соображений безопасности необходимо либо заменить шпильки, либо отказаться от использования таких колёсных дисков.

Центровочные кольца

Ещё один элемент крепления колеса, который может быть использован только для легкосплавных дисков, — центровочное кольцо. Кольца понадобятся, если диаметр центрального отверстия у диска больше, чем рекомендует производитель автомобиля. Кольца формируют плотное сопряжение колёсного диска с посадочным местом на ступице. А ещё они предназначены для центровки колеса на ступице и равномерного зажатия крепёжными элементами.

Центровочные кольца обязательно должны быть пластиковыми, а покупать их стоит в магазинах. Металлические самоделки, выточенные на токарном станке, использовать нельзя, поскольку они вызывают дисбаланс и прикипают намертво.

Головки болтов и гаек

Следующий момент на который необходимо обратить внимание это головка болта или гайки. Если на штампованных дисках её размер не имеет значения, то при установке литых дисков нужно обращать внимание на этот параметр.

В погоне за дизайном производители литых дисков часто изменяют размеры отверстий и может случиться, что в углубление приобретённого вами диска стандартный баллонный ключ попросту не войдёт.

Для решения данной проблемы есть два варианта. Первый – это использование специального тонкостенного ключа или головки. Второй – замена болтов или гаек на новые с меньшим размером головки.

Болты для особо узких отверстий выпускают с головкой, где имеется отверстие под шестигранник.

У меня как раз такая история и получилась. В приобретённых литых дисках гайки утоплены, а стандартный баллонный ключ в отверстие не влезает. Пришлось дополнительно покупать вороток и тонкостенную головку. И теперь всегда вожу этот набор с собой. Инструмент занимает дополнительное место в багажнике и не пристроен, хотя у стандартного ключа есть свой уголок и он не мешает. Так что некое неудобство налицо.

Эксцентрики

Стандартный крепеж имеет форму шестигранника, резьбовую и коническую прижимную часть. Уникальной характеристикой болтов эксцентриков для дисков является плавающий конус со смещенным центром тяжести.

Осевое расстояние между отверстиями может разниться. Стандарты данного показателя PCD разнообразны и не всегда до конца продуманы. Следствием становится вибрация во время езды. Это обуславливает вероятность более быстрого выхода из строя подшипников, рычагов и резинок. Для таких случаев идеальным решением будет использование эксцентриков. Благодаря подвижному конусу образуется зазор между внутренним и наружным диаметром.

Затяжка колёсного крепежа

Ещё один важный параметр это момент затяжки болтов и гаек. Нельзя затягивать болты и гайки кое-как. В инструкции любого автомобиля указано конкретное значение – усилие с которым нужно затягивать крепёж автомобильного колеса именно для этой модели. Так же многие производители литых дисков обозначают предельный затягивающий момент применимый к их изделию. То есть тянуть литой диск со всей силы трубой не следует, можно сломать.

В инструкции к автомобилю есть также и рекомендации по процессу затяжки болтов и гаек. Указана последовательность затяжки болтов или гаек и рекомендуемое усилие. Приведённые ниже фрагменты взяты из инструкций автомобилей различных марок.

К сожалению динамометрический ключ есть не у каждого автовладельца. Более того далеко не все работники шиномонтажных мастерских имеют и пользуются этим инструментом.

Я когда разговаривал с работниками шиномонтажа и интересовался есть ли у них динамометрический ключ, то встречал и такие ответы: «Зачем? Одел трубу подлиннее, затянул посильнее – не потеряешь колесо, не беспокойся!» Мне лично понятен уровень их знаний, я к таким специалистам для замены колёс не поеду.

А что делать если придётся менять колесо на дороге? Исходя из этого обстоятельства, автопроизводители изготавливают баллонный ключ таким образом, чтобы применяя его физически здоровый взрослый человек мог затянуть колёсные болты или гайки примерно тем необходимым усилием, которое рекомендовано производителем. Не нужно использовать насадки и удлинители – вы перетянете крепёж.

Нужна ли смазка в колёсном крепеже

И ещё один вопрос который мучает многих автомобилистов, судя по популярности данного запроса в интернете. Нужно ли смазывать болты и гайки крепления колес на автомобиле, для того чтобы они не прикипели. Однозначного ответа на этот вопрос нет.

В большинстве случаев смазка не требуется. Более того категорически запрещается это делать. Многие инструкции по эксплуатации автомобиля содержат это предупреждение, но не все.

Смазка резьбы болтов или гаек крепления колес приводит к уменьшению трения в резьбовом соединении, что в свою очередь кратно увеличивает момент затяжки. Чрезмерное затягивание может привести к необратимой деформации элементов крепления и ослаблению конструкции. Если производитель рекомендует сухую затяжку, значит он обеспечил необходимый момент затяжки в таком состоянии.

Но есть и исключения из общего правила. Некоторые производители рекомендуют использование определённого типа смазки. Соответственно и предписанный момент затяжки рассчитан с учётом этого обстоятельства. В любом случае следует читать инструкцию и ориентироваться на рекомендации производителя.

Если в инструкции вашего автомобиля нет упоминания об этом, то смазывать или нет резьбу и посадочные поверхности – решать вам. Я бы не рискнул. Раз нет рекомендаций какую смазку использовать, то не стоит и экспериментировать. Для таких узлов, подверженных сильному нагреву, нужна специальная. Обычная смазка может только навредить.

Секретки

Для автовладельцев не менее актуальным стал вопрос защиты машины от угона или кражи деталей. Наряду с сигнализацией и противоугонными средствами популярностью пользуются секретные болты. Они имеют специальную головку под ключ, который идет в комплекте. Открыть его может только владелец. Вандалы могут с усилием пытаться снять колеса, все равно ничего не выйдет. Не является секретом, что в автосервисах существуют похожие ключи, которые легко подобрать.

  • С фигурным профилем. На предмет нанесены линии различной кривизны. На головке штампуют замысловатый рисунок, оттиск которого повторяется на полом ключе.
  • С отверстиями. В стержне просверливают ассиметричные отверстия различного размера. Ключ в свою очередь имеет выступы соответствующей формы. Возможны варианты, когда выпуклые части расположены на металлическом стержне, а отверстия — на ключах.

Замена гаек на моём автомобиле

Вернусь к ситуации с моей машиной. К вопросу, который заставил меня изучать этот предмет. Напомню, при замене колёс работники шиномонтажа просили от жены специальные гайки для литых дисков, а не обнаружив таковых настойчиво советовали поменять имеющиеся на специальные.

Я конечно прислушался к их рекомендации, как-никак специалисты советуют. Тем более что история была следующая. Автомобиль приобретался в салоне со штатным комплектом штампованных дисков. Позднее штампованные диски были заменены на литые российского производителя компании СКАД. Штампованные диски крепились пятью коническими гайками и эти гайки конечно никто не менял. Ими же и прикрепили литьё. Это заставило меня задуматься всё ли правильно я сделал.

Как выяснилось приобретённые литые диски имеют аналогичное коническое посадочное место. При установке литых дисков гайка полностью накручивается на шпильку, которая имеет небольшой выступ над гайкой. То есть никаких отклонений от правил и норм нет, что видно из снимка ниже.

Возникает вопрос почему работники шиномонтажа просили специальные гайки для литых дисков? Некомпетентность? Сами они их не продают, коммерческой выгоды от такой замены для них нет.

Интересовался я этой темой в других местах. Специально с вопросом о необходимости замены гаек по городу я не ездил, но обращался в некоторые шиномонтажные мастерские, которые попадались по пути. Никто не ответил мне конкретно и не пытался разобраться в ситуации, даже если не было клиентов и мастер явно бездельничал. Говорили в основном общими фразами. «Если у тебя гайки от штамповки – то обязательно нужно менять, иначе будет плохо…»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: