Ремонт болгарки «Интерскол» УШМ-125/1100Э


Как устроена УШМ

Конструкция болгарки состоит из следующих основных частей: электрической и механической. В механической составляющей болгарки главным действующим лицом является конический редуктор, понижающий обороты до приемлемой величины. В электрической — коллекторный двигатель определяет работу болгарки, где передача электропитания на него выполняется с помощью специального выключателя. Разумеется, выход его из строя прерывает подачу электрической энергии из сети.

Схема работы болгарки. Источник здесь

Сломалась кнопка пуска, причины

Выключатель болгарки представляет собой целое пусковое приспособление, в котором собственно кнопка является лишь точкой приложения усилия для изменения режимов работы электроинструмента. Передача к контактному устройству осуществляется с помощью механической рычажной системы, где в фиксации принимают участие даже элементы конструкции корпуса.

Выключатель на расположен на боковой част корпуса болгарки Интерскол

В состав контактного устройства входит конденсатор, как элемент, снижающий возможность появления искр в щеточно-коллекторном узле. Некоторые болгарки оборудованы схемой плавного пуска и регулятором оборотов, находящихся в одной цепи с кнопкой пуска. Основные причины выхода из строя пускового устройства следующие.

  • Механический износ контактирующих между собой поверхностей кнопки, рычага, корпуса болгарки. Эти элементы конструкции могут выйти из строя также из-за потери целостности (поломки).
  • Входящие в состав контактного устройства элементы могут выйти из строя вследствие оплавления из-за превышения тока выше номинального значения.
  • Выход из строя электронной схемы плавного пуска.

Перечисленные причины наиболее часто встречаются при поломках пускового устройства.

Где на УШМ располагается кнопка фиксации шпинделя и насколько необходима

Фиксатор представляет собой подпружиненный металлический стержень, на один конец которого надевается корпус кнопки, а другой может входить в одно из отверстий в теле конической шестерни редуктора. Из описания следует, что располагаться кнопка должна на корпусе редуктора, недалеко от шпиндельного вала.

Стопорная кнопка на корпусе болгарки Interskol. Фото ВсеИнструменты.ру

Нажатием кнопки и вращением вала добиваются попадание стержня фиксатора в одно из отверстий на шестерне. Удерживая одной рукой в таком положении кнопку, другой рукой откручивают/закручивают зажимающую рабочий инструмент плоскую шайбу с резьбой. Неподвижный шпиндель делает возможным осуществление этой операции.

Не фиксируется кнопка включения

Частое нажатие кнопки с усилием приводит к износу контактирующих поверхностей, и кнопка перестает фиксироваться. Этот дефект один из самых распространенных, возникающих в период эксплуатации болгарок.

В следующем видео на болгарке модели «Макита» отсутствует фиксация кнопки в требуемом положении. После разборки, визуально хорошо просматриваются изношенные поверхности на кнопке и фиксирующем пазу на корпусе болгарки. Ремонт производится двумя способами.

С заменой изношенной кнопки на новую

Здесь следует убрать радиус закругления на фиксирующем пазу и выровнять посадочную плоскость под кнопку. При этом обработку выполнять очень аккуратно с минимальным снятием материала пластика. Свойства пластика, как непрочного мягкого материала, позволяют выбрать режим механической обработки с низкими оборотами инструмента, позволяющими регулировать оптимальную его подачу при устранении дефектов поверхности.

С исправлением изношенной кнопки

Автор прав, что далеко не всегда можно найти новую кнопку взамен изношенной. Метод восстановления кнопки имеет актуальность, особенно для мастеров, работающих вне пределов деятельности специализированных торговых точек. Важно: посадочную поверхность кнопки зачистить надфилем не более чем на несколько десятых миллиметра, а контактную поверхность «усика» кнопки только выровнять, не снимая лишний материал.

Эти методы носят разовый характер, следующая такая поломка может привести к замене деталей на новые.

Можно ли обойтись без нее

Стопорная кнопка — удобный атрибут болгарки для снятия и замены рабочего инструмента. Она долго будет служить верой и правдой, если соблюдать некоторые рекомендации.

Правильно вставляйте рабочий инструмент. Следует, например, отрезной круг располагать той стороной к прижимной шайбе, которая выполнена из рабочего материала круга. Сторона с металлическим кольцом круга должна примыкать к базовой поверхности болгарки. Металлическая прижимная гайка не будет сильно схватываться с материалом, из которого сделан круг, с металлическим кольцом прихватывание значительно сильнее (больше теории по грамотной установке дисков ниже в ролике).

Заклинивание сильно уменьшится при использовании бумажных или картонных прокладок под прижимную шайбу. Обычно картонные поставляются в комплекте с болгаркой. При уничтожении запасов есть вариант применения прокладок из тонкого капрона. В случае заклинивания с целью сохранения целостности стопорной кнопки его легко растопить с помощью паяльной лампы и прижимная шайба легко открутится.

Если все же произошел несчастный случай и стопорная кнопка на угловой шлифовальной машине сломалась, существуют способы снять рабочий инструмент без нее.

На рабочем валу болгарки за базовой шайбой имеются сточенные поверхности вала для фиксации шайбы. Доступ к ним из-за узкой щели ограничен. Если сточить губки гаечного ключа (обычно подходит размер 17) можно добраться до плоских поверхностей вала и зафиксировать его от проворачивания. В некоторых случаях рекомендуется снять вал и увеличить ширину плоскостей под ключ, чтобы не портить ключ стачиванием губок.

  • В слесарной мастерской можно воспользоваться тисками. Для этого изношенный или сломанный круг обламывается заподлицо к поверхностям зажимных шайб. Так появляется доступ до болтов крышки редуктора. Они легко откручиваются, шестерня извлекается из редуктора и зажимается в тисках с мягкими губками. В таком положении зажимная шайба откручивается стандартными слесарными инструментами.
  • Использовать тонкий стальной лист (толщина должна быть немного меньше, чем у рабочего инструмента). Остатки рабочего инструмента убираются до максимально возможного. Лист зажимается в приспособлении и об его ребро при помощи включенной болгарки выполняется удаление оставшегося материала. Таким образом, ослабляется нагрузка на зажимную гайку и она свободно откручивается.
  • Зажимную шайбу можно нагреть, например, газовой горелкой или паяльной лампой. В нагретом состоянии она становится более податливой в процессе откручивания. Однако сильный прогрев всего механизма отрицательно влияет на смазку шестерен редуктора – она сильно разжижается и теряет свои свойства.
  • Способ откручивания гайки ударами острым предметом или буром перфоратора, настроенном на режим долбления в отверстие под штифт ключа, выглядит менее эстетично, но позволяет добиваться нужного результата.

Существует достаточно много других способов, которые не приведены здесь, ведь болгарками работают умельцы, чье творчество не знает границ.

Кнопка не держит, инструмент выключается

В дальнейшем видео во время работы болгаркой такой же моделью «Макита», что и в предыдущем видео, кнопка срабатывает от повышенной вибрации и болгарка отключается. Применяемый метод исправления предельно прост, даже болгарку не требуется разбирать. Достаточно острого канцелярского ножа.

Идея в том, что в процессе работы на пазу фиксатора образуются наросты пластмассы от трения об «усик» кнопки, которые не дают возможности плотно ему прижиматься к поверхности паза фиксатора. Аккуратно срезав их канцелярским ножом, приводят работу болгарки в нужное состояние, и она больше не выключается во время работы. Здесь важно убрать именно наросты, малейшее неосторожное движение приведет к испорченной посадочной поверхности дополнительным затратам на ремонт выключателя.

Где купить

Сотрудники компаний, реализующие электроинструмент и комплектующие для него, предлагают кнопки для болгарок различных типов и торговых марок.

Итак, имеет ситуацию: вчера ни с того ни с сего выпала кнопка на болгарке (машинка ЗУБР, 1100Вт, 125 диск). Вроде, аппарат на гарантии (еще нет и года) — но она ж мне нужна не по сервис-центрам мотаться, а работать… поэтому разобрал самостоятельно… В итоге что имеем — сломалась пластиковая штука, которая находится в корпусе инструмента и к которой крепится основная кнопка включения (такая пластиковая, буквой «Г»). В наличии в городе нигде такой нет — даже в сервис-центре… Что делать, чем можно заменить? Или как теперь быть то?

Механические неисправности УШМ

Болгарка — это углошлифовальная машина, предназначенная для выполнения отрезных, шлифовальных, полировальных работ. Болгарка в процессе работы подвергается большим нагрузкам, работает в запыленной среде.

Чрезмерные нагрузки при использовании болгарки в режиме «Резание» вызывают повышенный износ не только подшипника, но и зубьев шестеренок редуктора.

Главная неисправность болгарки по механической части, износ или разрушение подшипника скольжения на валу большой косозубой шестерни редуктора.

Устранить неисправности болгарки несложно, если под рукой есть ее схема, описание и рекомендации по выполнению ремонтных работ.

Ремонт подшипников скольжения

Слабым местом любой угловой шлифовальной машины являются подшипники. И хотя, их немного в конструкции, всего три, именно они чаще всего приводят к механическим поломкам. На подшипники отрицательное воздействие оказывают:

  • высокая скорость вращения;
  • работа на предельных режимах;
  • недостаточное количество смазки;
  • попадание пыли или грязи;
  • несвоевременная замена или разрушение угольных щеток.

Конструкция всякой болгарки предусматривает быструю и не составляющую сложности замену любого подшипника.

Неисправности болгарки, связанные с износом или разрушением подшипника скольжения на валу редуктора характеризуются появлением неприятного постороннего звука.

Разрушение подшипника скольжения обнаруживается проверкой люфта вала установки рабочего инструмента. Определяется путем покачивания в разные стороны вала при установке рабочего инструмента.

При очередной установке рабочего инструмента проверьте люфт вала, покачивая за его конец в разные стороны. Люфт должен отсутствовать или быть минимальный.

Появление люфта указывает на необходимость замены подшипника скольжения.

Ремонт подшипника заключается в его извлечении из корпуса и снятии с вала редуктора.

Снимать подшипник с вала лучше при помощи съемника. Внутреннюю обойму разрушенного подшипника лучше всего доставать при помощи метчика нужного диаметра, предварительно вкрученного в обойму.

С ротора подшипники снимаются при помощи съемника или народным способом.

В тиски вставляются ключи или полосы металла, подшипники укладываются на ключи и при помощи наставки из мягкого металла и молотка весом не менее 400 г выколачиваются с оси вала.

Ремонт редуктора болгарки

Степень износа шестерней редуктора болгарки проверяется на пятно контакта. Предварительно редуктор полностью очищается от старой смазки. На малую шестерню редуктора наносится специальная синька, редуктор проворачивается. Дальше надо снять ведомую большую косозубую шестерню и посмотреть через лупу на пятно контакта. Оно должно занимать в общей сложности не менее 50% поверхности зуба.

В противном случае шестерни необходимо заменить или откорректировать профиль зуба. Исправление профиля зуба не раз описывалось на страницах данного сайта.

Но такая неисправность устраняется только опытным мастером.Чаще всего зализанные, срезанные или разрушенные шестерни меняются целиком, причем в паре.

Можно ли обойтись без нее

Фиксатор располагается в передней части корпуса болгарки Hammer USM 850A. Фото 220Вольт

Стопорная кнопка – удобный атрибут болгарки для снятия и замены рабочего инструмента. Она долго будет служить верой и правдой, если соблюдать некоторые рекомендации.

Заклинивание сильно уменьшится при использовании бумажных или картонных прокладок под прижимную шайбу. Обычно картонные поставляются в комплекте с болгаркой. При уничтожении запасов есть вариант применения прокладок из тонкого капрона. В случае заклинивания с целью сохранения целостности стопорной кнопки его легко растопить с помощью паяльной лампы и прижимная шайба легко открутится.

Если все же произошел несчастный случай и стопорная кнопка на угловой шлифовальной машине сломалась, существуют способы снять рабочий инструмент без нее.

На рабочем валу болгарки за базовой шайбой имеются сточенные поверхности вала для фиксации шайбы. Доступ к ним из-за узкой щели ограничен. Если сточить губки гаечного ключа (обычно подходит размер 17) можно добраться до плоских поверхностей вала и зафиксировать его от проворачивания. В некоторых случаях рекомендуется снять вал и увеличить ширину плоскостей под ключ, чтобы не портить ключ стачиванием губок.

Болгарка Metabo W 750-125 с кнопкой стопора черного цвета. Фото 220Вольт

  • В слесарной мастерской можно воспользоваться тисками. Для этого изношенный или сломанный круг обламывается заподлицо к поверхностям зажимных шайб. Так появляется доступ до болтов крышки редуктора. Они легко откручиваются, шестерня извлекается из редуктора и зажимается в тисках с мягкими губками. В таком положении зажимная шайба откручивается стандартными слесарными инструментами.
  • Использовать тонкий стальной лист (толщина должна быть немного меньше, чем у рабочего инструмента). Остатки рабочего инструмента убираются до максимально возможного. Лист зажимается в приспособлении и об его ребро при помощи включенной болгарки выполняется удаление оставшегося материала. Таким образом, ослабляется нагрузка на зажимную гайку и она свободно откручивается.
  • Зажимную шайбу можно нагреть, например, газовой горелкой или паяльной лампой. В нагретом состоянии она становится более податливой в процессе откручивания. Однако сильный прогрев всего механизма отрицательно влияет на смазку шестерен редуктора – она сильно разжижается и теряет свои свойства.
  • Способ откручивания гайки ударами острым предметом или буром перфоратора, настроенном на режим долбления в отверстие под штифт ключа, выглядит менее эстетично, но позволяет добиваться нужного результата.

Существует достаточно много других способов, которые не приведены здесь, ведь болгарками работают умельцы, чье творчество не знает границ.

Как правильно разобрать редуктор болгарки

При ремонте редуктора любой болгарки самой сложной задачей является снятие шестеренок и выпрессовка опорного подшипника.

Разборка редуктора начинается со снятия крышки редуктора поз.1 и отсоединения корпуса статора и освобождения ротора поз.2. Освободившийся ротор зажимают в тисках и выкручивают гайку крепления поз.3 ведущей малой шестерни.

В крышке редуктора запрессован подшипник шпинделя. Чтобы достать подшипник, в некоторых болгарках следует снять стопорное кольцо, фиксирующее опорный подшипник, и извлечь подшипник.

Разрушенный подшипник поз.1 в корпусе редуктора поз.2 легче всего достать , поддев его отверткой.

В других моделях шестеренку в шпинделе фиксирует стопорное кольцо.

Ведомая большая шестерня на шпинделе крепится несколькими способами:

  1. Шестерня напрессовывается на шпиндель.
  2. Шестерня крепится шпонкой.

Ведущая малая шестерня либо на валу накручивается по левой резьбе (в некоторых моделях Спарки, резьба правая), либо фиксируется шпоночным соединением и зажимается гайкой.

Как снимать шестеренки редуктора

В болгарках до 1000 Вт применяются прямозубые шестеренки, а в углошлифовальных машинках используются косозубые шестерни.

Электрические неисправности болгарки

Электрическая схема основной части болгарок практически одинаковая. Ротор передает вращательный момент через редуктор на рабочий инструмент. Ротор вращается в поле статора. Цепи управления состоят из кнопки, регулирующей обороты и осуществляющей плавный пуск инструмента, угольных щеток, обеспечивающих передачу переменного напряжения на ламели коллектора. Питание на инструмент подается через соединительный кабель.

К основным неисправностям болгарки по электрической части относятся:

  • обрыв питающего кабеля на входе в инструмент;
  • разрушение или износ угольных щеток;
  • выход из строя кнопки включения;
  • обрыв или короткое замыкание статора;
  • обрыв или короткое замыкание ротора;
  • отслоение или выработка ламелей коллектора.

Неисправности болгарки по электрической части лучше всего определять тестером или другим прибором. Подойдет для этих целее и самодельное устройство, называемое в народе «аркашка».

Схема болгарки достаточно простая и не требует особых знаний. Надо только соблюдать осторожность и технику безопасности при выполнении ремонтных работ и знать электротехнику в объеме средней школы.

Нахождение обрыва провода питания

Одной из распространенных поломок болгарки становится невозможность включения инструмента или самопроизвольная остановка в процессе работы. Причиной неисправностей подобного рода становится обрыв кабеля питания поз.27 в месте входа. Устраняется неисправность заменой кабеля или выбрасыванием вышедшего из строя участка. Неисправность легко находится при помощи тестера.

Если нет тестера под рукой, но есть отвертка с неоновой индикаторной лампочкой, то неисправность можно найти, поочередно подключая провода питания к фазе.

Неисправности угольных щеток

Надежная работа любого электроинструмента в большой степени зависит от целостности и правильной работы угольных щеток. Качественное прилегание угольных щеток, их правильное расположение относительно ламелей коллектора влияет на работоспособность коллектора ротора.

Помните! Длина угольной электрощетки не может быть меньше 8 мм.

Своевременная замена угольных щеток позволяет избежать большую часть неисправностей.

Степень износа угольных щеток характеризуется видами искрения в месте коллектора. Искрение должно быть равномерным по всему пятну контакта угольной щетки и ламелей и не превышать длины более 8 мм. Круговое искрение говорит о появлении неисправности в цепях ротора.

В болгарках рекомендуется применять угольные щетки только производителей инструмента. Самодельные угольные щетки можно устанавливать, но только на непродолжительный период и сразу же заменять при первой возможности.

Ремонт кнопки включения и регулятора оборотов

Неисправности кнопки включения чаще всего проявляются в затруднительном и ненадежном включении инструмента при пуске. Такая неисправность самопроизвольно появляется и пропадает.

Недопустимо работать болгаркой с неисправной кнопкой включения. Данная неисправность приводит к заклиниванию отрезных дисков в процессе работы и их разрушению с непредсказуемыми последствиями.

Неисправность устраняется полной заменой кнопки на новую.

В современных моделях болгарок встроено устройство плавного пуска с регулятором оборотов. Ремонту оно не подлежит, а потребует полной замены. Нет, продвинутые мастера-левши, конечно, смогут починить и такой узел.

Ремонт статора

На выход из строя статора указывает самопроизвольная раскрутка вала машины, болгарка начинает набирать максимальные обороты. Такая неисправность указывает на появление межвиткового замыкания в обмотке статора.

Некоторые неисправности могут устранить только специалисты. Продление бесперебойной работы статора можно только своевременной чисткой, смазкой и заменой угольных щеток и подшипников.

Обычно статор выходит из строя достаточно редко. К этому приводит частый перегрев инструмента при работе. Неисправность проявляется сильным нагревом корпуса болгарки и появлением запаха горелой изоляции.

В статоре может быть как обрыв, так и короткое замыкание. Не разбирая статора, данные неисправности легко найти при помощи прибора ИК-32.

Неисправности устраняются заменой статора. Для любителей мастерить своими руками можем порекомендовать перемотать вышедший из строя статор своими руками. Ничего сложного в этом нет.

Снимается статор легко, но в разных моделях УШМ по-своему.

Порядок снятия статора:

  • снять редуктор болгарки;
  • извлечь ротор, предварительно сняв планку крепления;
  • снять пластмассовую защиту статора;
  • выкрутить винты крепления статора в корпусе;
  • снять крышку ручки и отсоединить провода питания к статору;
  • извлечь статор путем постукивания по корпусу деревянным молотком или бруском.

Ремонт ротора УШМ

Выход из строя ротора в болгарке вызван неправильной эксплуатацией инструмента, частыми перегревами, несвоевременной заменой угольных щеток, попаданием на ламели коллектора абразивных частиц и пыли.

Вначале увеличивается длина искры на коллекторе, затем появляется запах гари и, на последнем этапе, дым. Работа неисправного редуктора сопровождается стуком и гулом.

Разрушение даже пары зубьев приводит к неправильной работе инструмента.

Продлить срок жизни ротора можно предотвращением попадания внутрь инструмента пыли, недопущением перегрева инструмента, своевременной сменой угольных щеток и смазочных материалов, применением только тех рабочих инструментов и такого диаметра, которые рекомендует производитель электроинструмента.

Ротор представляет собой сложный узел, который требует ремонта в сервисных центрах. Но любители мастерить своими руками могут отремонтировать ротор самостоятельно.

Ремонт коллектора и ламелей ротора

Демонтаж ротора не представляет особой сложности.

Порядок извлечения ротора из угловой шлифовальной машинки:

  • снять крышку ручки шлифмашины;
  • освободить и извлечь угольные щетки;
  • раскрутить винты крепления корпуса редуктора к основному корпусу;
  • снять корпус редуктора;
  • извлечь ротор.

Снятый ротор надо внимательно осмотреть. Если на ламелях натерты большие канавки, их следует удалить, проточив коллектора в токарном станке.

При незначительных канавках дефект устраняется путем шлифования. Ротор зажимается в патрон электродрели и при помощи надфиля и шлифовальной бумаги удаляется выработка. Процесс несложный.

Дрель зажимается в тисках или надежно крепится на ровной поверхности. В патрон дрели вставляет тот конец ротора, на котором размещена ламель, и надежно зажимается. С ротора предварительно сняты подшипники.

Второй конец ротора необходимо подпереть набором деревянных брусков. Дрель включается и выставляется небольшое число оборотов. На первом этапе используйте шлифовальную бумагу крупной зернистости №40..80, на заключительном этапе более мелкую №120..200.

После шлифовки надо профрезеровать пазы между ламелями. Это лучше всего выполнить ножовочным полотном, специально заточенным. После фрезеровки пазов коллектора, края ламелей надо зачистить от заусенцев, при помощи алмазного надфиля. Правильно отшлифованные ламели не должны иметь заусенцев.

Помимо общих неисправностей в моделях угловых шлифовальных машин разных производителей встречаются и специфические поломки, характерные только для инструмента данного производителя. Но об этом в другой статье.

Чтение электронной схемы

Увы знать назначение главных частей электросхемы инструмента не много, необходимо еще уметь эту схему читать. Хотя электронная схема у болгарки — не самое сложное, что может для вас повстречаться из электронных схем, даже тут человеку, дальнему от электричества, разобраться без сторонней помощи бывает трудно.

Основные причины неисправности болгарки

Для начала важно разобраться, почему инструмент перестал работать. Возможно, болгарка не хочет включаться по причине падения? Она застряла в период резки металла? В один момент шлифовальный диск перестал вращаться? Некоторые распространенные причины поломки болгарки являются:

  • Неправильная эксплуатация (при высоких и слишком низких температурах, длительное использование, перегрев болгарки и т.д.).
  • Несвоевременное техническое обслуживание или плохой ремонт.
  • Очень сильное усилие во время работы с инструментом с бетоном, кирпичом, металлом.
  • Обрыв внутренних проводов, попадание грязи внутрь инструмента, окисление контактов.
  • Перетирание электрического шнура.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: