Хорошие моторы стоят в стиральных машинах, даже когда последняя выходит из строя и выбрасывается – двигатели оставляют и позже используют в хозяйстве (например для мини-станка). Здесь будет рассмотрен типичный двигатель от стиральной машины автомат (нового и старого типа) и схема его отдельного подключения к 220 В. Но вначале позвольте выложить немного скучной теории, которую можно и пропустить перейдя ко второй, практической, части статьи.
Теория работы электромотора на 220 В
Асинхронные двигатели для однофазной сети, представляют собой в основном двигатели с двухфазными обмотками и с вспомогательной фазой, берущейся от конденсатора. Такие моторы используются в бытовой технике. Подобный двигатель используется, в частности, в приводе стиральной машины. В дополнение к моторам с двухфазной обмоткой моторы с трехфазной обмоткой иногда используются в некоторых других бытовых приборах.
Двигатель во время прямого запуска может получить из сети ток, значительно превышающий его номинальное значение. Этот ток называется пусковым током двигателя, и его значение изменяется в районе Ir = 5-7In.
Одним из способов уменьшения пускового тока является использование переключателя звезда-треугольник. Двигатель, предназначенный для работы статора в треугольном включении при заданном сетевом напряжении, включается в систему звезда в момент запуска:
Ввиду пониженного напряжения поступающего на фазу обмотки статора и изменения соединений от треугольника к звезде ток, взятый из сети, будет уменьшаться в три раза по сравнению с пусковым током в треугольной схеме. Однако при подключении в звезду двигатель имеет в три раза меньше пускового момента, что делает невозможным использование этого метода во время тяжелого пуска (с большой нагрузкой).
Плюсы асинхронных двигателей для стиральных машин
Электромотор, вращающий барабан, это сердце машинки для стирки. Приводом в самых первых вариантах машинок были ремни, вращающие емкость с бельем.
Но, сегодня асинхронный агрегат, преобразующий в механическую энергию электроэнергию, заметно усовершенствован.
Чаще в схемах стиральных машинках присутствуют асинхронные электродвигатели, состоящие из статора, который не движется и служит одновременно магнитопроводом и несущей конструкцией, и движущегося ротора, вращающего барабан. Работает асинхронный мотор благодаря взаимодействию магнитных переменных полей этих узлов.
Рекомендуем:
- Схема подключения солнечных батарей загородного дома
- Необычные скейтборды, которые едут сами
- Собрать солнечную батарею своими руками
Асинхронные двигатели подразделяются на двухфазные, редко встречающиеся, и трехфазные.
К плюсам асинхронных агрегатов относят:
- незамысловатую конструкцию;
- простое обслуживание, предусматривающее замену изношенных подшипников и
- периодическое смазывание электродвигателя;
- бесшумную работу;
- относительную дешевизну.
- Недостатки, конечно, тоже есть:
- низкий КПД;
- большие размеры;
- небольшая мощность.
Такие моторы, как правило, устанавливают на модели недорогие.
Конденсатор для электромотора
Для небольших двигателей (<1 кВт), значение пускового конденсатора может быть определено из соотношения:
С [мкФ] = (1800 х Pn) / U2
где Pn [Вт] – номинальная мощность двигателя, U [В] – напряжение питания.
Эта формула также подходит для расчета значения пускового конденсатора для однофазных двигателей с начальной фазой.
Для более крупных двигателей (> 1 кВт) предполагается ёмкость около 70 мкФ / 1 кВт. Необходимо использовать пусковые конденсаторы с рабочими напряжениями 400..630 В переменного тока.
Вы можете опустить расчёты и просто подключить стандартный двигатель от стиралки к 1 фазе 220 В через 7 микрофарадный конденсатор, включенный между нужными клеммами. К середине подключите первый провод электросети, а второй в зависимости от направления вращения к одному из конденсаторных. Падение мощности составит 30% – это в теории.
Вопрос о выборе конденсатора решается легко. Вот примеры значений емкости для разных мощностей двигателя.
Pn [Вт] 90 120 180 250 370 550 750 1100 С [мкФ] 4 5 6 8 12 16 20 30
Полезное: Электромонтаж оборудования 220V квартир и домов
Мощность вращения в стиральной машине в обоих направлениях одинакова. Это моторы с типичным соединением для однофазного двигателя. Основная обмотка подключена непосредственно к 220 В и параллельно ей подключена фазовая обмотка вместе с последовательно соединенным конденсатором. Если вы перевернете провода фазовой обмотки, двигатель перейдет на вращение в другую сторону, но мощность будет немного меньше. Эта схема работает во время отжима. То же самое для медленных и быстрых вращений – ёмкость переключается внутри стиралки с 7 мкФ на 16 мкФ. Более подробно про конденсатор читайте тут
Виды электрических двигателей
Двигатель электрический — это функционирующая от электричества машина, перемещающая различные элементы с помощью привода. Производят асинхронные и синхронные агрегаты.
Синхронный двигатель
Ещё со школьной скамьи установлено, что при взаимном приближении магниты притягиваются или отталкиваются. Первый случай появляется у разноименных магнитных полюсов, 2-й — у одноименных. Разговор идёт о стабильных магнитах и постоянно организовываемом ими магнитном поле.
Кроме представленных, есть неустойчивые магниты. Все без исключения помнят пример из учебника: на рисунке представлен магнит в форме обычной подковы. Между его полюсами размещена рамка, сделанная в форме подковы с полукольцами. В рамку подавали ток.
Поскольку магнит отвергает одноименные и притягивает разные полюса, вокруг этой рамки появляется электромагнитное поле, что разворачивает её в вертикальном положении. В результате на нее действует обратный основному случаю по символу ток. Модифицированная полярность крутит рамку и снова отдаёт в горизонтальную область. На этом убеждении и сформирована работа синхронного электродвигателя.
В настоящей схеме ток подаётся на обмотку ротора, представленного рамкой. Источником, который создает электромагнитное поле, считаются обмотки. Статор осуществляет функции магнита. Кроме того, он сделан из обмоток либо из комплекта стабильных магнитов.
Частота вращения ротора такого электродвигателя такая же, как у тока, который подан на клеммы обмотки, т. е. они трудятся одновременно, что и дало наименование электродвигателю.
Асинхронный аппарат
Чтобы разобраться с принципом работы, вспоминаем картинку: рамка (но без полуколец) расположена между магнитными полюсами. Магнит сделан в форме подковы, окончания которой объединены.
Начинаем его медленно крутить вокруг рамки, наблюдая за происходящим. До какого-то момента перемещения рамки не наблюдается. Далее, при конкретном угле поворота магнита, она начинает вертеться за ним с быстротой меньшей, чем темп последнего. Работают они не одновременно, поэтому моторы именуются асинхронными.
В настоящем электродвигателе магнит — это помещённая электрообмотка в пазах статора, в который подан электроток. Ротор же считается рамкой. В его пазах присутствуют соединённые накоротко пластинки. Его так и именуют — короткозамкнутый.
Отличия электродвигателей
Внешне моторы распознать сложно. Их главное отличие составляет правило работы. Разнятся они и по сфере применения: синхронные более сложные по конструкции, используются для приведения в действие такого оснащения, как насосы, компрессора и пр., т. е. работающего с постоянной быстротой.
У асинхронных при нарастании перегрузки снижается частота верчения. Ими снабжается огромное количество приборов.
Подключение мотора от СМА
Этот двигатель содержит две независимые обмотки:
для синхронной скорости 3000 об / мин – двухфазная обмотка.
для синхронной скорости 500 об / мин – симметричная трехфазная обмотка. Трехфазная система подключения позволяет изменять скорость вращения путем переключения питания обмотки.
Двигатель старого типа имеет обычно 5 проводов черного, синего, белого, красного и зеленого цвета. Была проведена серия измерений для определения обмоток и сопротивления между ними вышло таким:
- Сине-черным 85 Ом
- Сине-зеленый 85 Ом
- Черно-зеленый 80 Ом
- Бело-синий 15 Ом
- Белый-красный 30 Ом
Подключение старого электродвигателя требует поиска обмотки запуска с помощью мультиметра.
- ПО – начальная обмотка. Он предназначен только для запуска двигателя и запускается в самом начале, пока двигатель не начнет вращаться.
- OB – обмотка возбуждения. Это рабочая обмотка, которая работает постоянно и постоянно поворачивает двигатель.
- SB – кнопка, с которой напряжение подается на пусковую катушку и выключается при запуске двигателя.
Схема подключения двигателя в старой стиральной машине
Здесь все серьезнее. Необходимо найти 2 пары выводов, которые соответствуют друг другу, используя мультиметр (тостер). Для этого фиксируют прибор на любом из выводов и отыскивают парный, пользуясь щупом. Два оставшихся вывода будут второй парой автоматически.
Теперь определяют расположение обмотки рабочей и пусковой, замеряя сопротивление. Пусковую (ПО), создающую пусковой момент, находят по более высокому сопротивлению. Обмотка возмущения (ОВ) создает магнитное поле.
Подключение электродвигателя от новой стиралки
Если вы посмотрите на клеммную колодку с проводами спереди, то обычно первые два левых провода являются проводами таходатчика, благодаря которым измеряется и регулируется скорость вращения мотора стиральной машины. Они нам не нужны – перечеркнуты крестом.
В разных моделях стиральных машин провода различаются по цвету, но принцип соединения остается неизменным. Вам просто нужно найти необходимые провода, прозванивая их мультиметром.
Рабочий тахогенератор в спокойном состоянии обычно имеет сопротивление 50-100 Ом. Вы сразу найдете эти провода и отключите их.
Если надо изменить частоту вращения двигателя в противоположном направлении, просто перетащите перемычку на другие контакты. Посмотрите на схемы, как это выглядит.
Два контакта проходят через щетки к обмоткам ротора, а два другие контакта идут к обмотке статора. Остальные контакты – датчик для измерения скорости вращения мотора. Обмотки ротора и статора соединены последовательно и меняя концы одной из обмоток, вы меняете направление вращения. Без электронного регулятора двигатель будет разгоняться до нескольких тысяч оборотов в минуту (как при максимальном отжиме).
- Как регулировать скорость вращения мотора от СМА читайте тут.
Как можно применить двигатель
Электродвигатели, которыми оснащены современные агрегаты, например, фирмы Indesit, довольно надежны и долговечны. И даже деталь от старой стиральной машины такой марки, как «Вятка», может прослужить еще долго после того, как сама техника безнадежно устарела.
На основе двигателя от стиральной машины можно изготовить точильный аппарат
В стиральной машине электромотор выполняет вращение вала, который приводит в движение барабан. Если деталь снять с агрегата, к валу можно прикрепить самые разнообразные насадки, в результате чего получатся новые инструменты и приспособления. Наиболее распространенные способы применения электродвигателя:
- Точильный аппарат (заточной станок). Считается самым простым вариантом использования мотора. Двигатель закрепляют на ровной поверхности, а к валу присоединяют круглый точильный камень. Станок может использоваться для заточки ножей, ножниц или инструментов.
- Бетономешалка. Для ее изготовления используются мотор и бак от старой стиральной машины.
- Специальный вибратор или вибростол для производства бетонных изделий. Создаваемыми вибрациями мотор может способствовать усадке бетона, именно это свойство и используется при изготовлении этих инструментов.
- Приспособление для измельчения корма для домашних животных. Для этого достаточно на валу закрепить ножи. Это устройство можно использовать и для того, чтобы измельчать большие объемы корма, например, травы для крупного рогатого скота.
Мы перечислили лишь малую часть приспособлений, которые могут получиться из мотора стиральной машины. Для того чтобы изготовить одно из них, или придумать свой вариант применения, нужно знать, как подключить двигатель, чтобы не сгорела обмотка.
Регулятор оборотов
У мотора от стиралки довольно большие обороты, по этой причине необходимо сделать регулятор, чтобы он трудился на различных скоростях и не перегревался. Для этого сгодится обычное реле интенсивности света, но необходима небольшая доработка.
Извлекаем из прежней машины симистор с радиатором. Так именуется полупроводниковый прибор на электронном управлении, который осуществляет функцию выключателя.
Теперь же необходимо впаять его в схему реле взамен маломощной детали. Эту операцию, если вы не владеете подобными умениями, предпочтительно поручить специалисту — знакомому электронщику либо компьютерщику.
В отдельных случаях двигатель нормально справляется с работой и без регулятора оборотов.
Вызов мастера
Если самостоятельно справиться с ремонтом и заменой двигателя стиральной машины Индезит не удалось, необходимо обращаться за помощью к специалисту. Найти мастера можно несколькими способами:
Большинство мастеров не берут денег за выезд, если человек соглашается оплачивать ремонт. Эту информацию нужно уточнить еще на этапе вызова специалиста. Прежде чем сделать выбор в пользу ремонтника, нужно изучить отзывы о его работе. Причем делать это лучше не на том сайте, на котором он поместил объявление о своих услугах.
Советы при работе
При применении мощного мотора машины в новом обличии вы должны помнить о 2 важных нюансах его подсоединения:
- такие установки не запускают через конденсатор;
- не нужна пусковая обмотка.
Перед подключением рекомендуем разобраться с проводами различного цвета, находящимися там на раздаточной коробке:
- 2 белых провода — это от генератора, нам они не потребуются;
- коричневый и красный идут обычно на обмотку к статору и ротору;
- серый и зелёный подсоединяются к щёткам.
Будьте готовы к тому, что в различных модификациях провода различаются по расцветке, но принцип их подсоединения остаётся постоянным. Для выявления пар прозвоните провода по очерёдности: исходящие к тахогенератору имеют противодействие 60—70 Ом. Отстраните их в сторону и скрепите совместно изолентой, чтобы не мешали. Другие провода прозвоните, чтобы отыскать им пару.
Возможные поломки
Теперь вы знаете, как подключить электромотор, чтобы дать ему совершенно новую жизнь, но может случиться небольшой инцидент: мотор не запустился. Необходимо разобраться в причинах и отыскать путь решения возникшей проблемы.
Проверьте нагрев двигателя после его работы в течение 1 минуты. За такой небольшой период тепло не успевает перейти на все составляющие и можно чётко закрепить место активного нагрева: статор, узел подшипника либо что-то иное.
Основными факторами быстрого нагрева считаются:
- изнашивание либо загрязнение подшипника;
- повышенная ёмкость конденсатора (только для асинхронного вида мотора).
Затем обследуем каждые 5 минут работы, достаточно сделать это 3 раза. Если причина в подшипнике, то нужно разобрать, смазать или заменить. В период дальнейшей эксплуатации регулярно наблюдаем за нагревом мотора. Не допускайте сильного перегрева, так как ремонт может нанести огромный ущерб домашнему бюджету.