Поиски оптимальной трансмиссии начинались с ременного и шестерного привода. Первые эксперименты не удовлетворяли изобретателей, которые нашли более надежный и легкий по весу вариант. Велосипедная цепь появилась на горных, шоссейных, туристических велосипедах. Главный элемент трансмиссии, взаимодействующий со звездами кассеты, по-разному влияет на износ системы. Поэтому нужно знать тип и характеристики цепи, которая подбирается с учетом условий эксплуатации и должна соответствовать виду велосипеда. Предлагаем вместе рассмотреть важные параметры, которые нужно учитывать при выборе новой детали.
Конструкция
Кроме Half-Link классические виды цепей имеют одинаковое устройство:
- металлические разборные звенья расположены в одной плоскости;
- внутренние и внешние полу-звенья собираются поочередно;
- шаг велосипедной цепи (одно полу-звено) скрепляет пин с роликом;
- полное звено имеет одинаковый размер (25,4 мм);
- полу-звено − 12,7 мм.
Одна пара звеньев формирует фрагменты, из которых можно собрать цепь любой длины. Half-Link имеет особенности. Здесь каждое звено входит в другое на валике одинаково и заменяется не попарно, а индивидуально. На скоростных байках используют деталь без соединительных втулок.
Декоративные цепи
Данная группа изделий поражает многообразием форм, размеров, цветов и используемых материалов, что предполагает множество вариантов их применения. Благодаря различным покрытиям они отлично имитируют цветные и драгоценные металлы, что позволяет реализовать любой творческий замысел в оформлении интерьеров и ландшафтном дизайне. Декоративные цепочки часто используют дизайнеры бижутерии, одежды и галантереи. Пластиковые цепи со звеньями ярких сигнальных цветов применяются для зонирования общественных помещений, парковок, спортплощадок.
Типы велоцепей
Все велосипедные цепи разделили на 2 основных типа, каждый из которых имеет свои особенности.
- Роликовый (износоустойчивый, редкий вид). Особенность − ролики находятся внутри звеньев.
- Втулочный (распространенный тип не для профессионального использования). Особенность − для соединения звеньев используют обычные втулки.
Из множества модификаций выделяют 4 подвида.
- Используемые в односкоростных велосипедах.
Самый простой тип устанавливают на детские, городские, подростковые модели с односкоростной втулкой на заднем колесе. Утолщенные и прочные пластины, изготовленные из высококачественной стали, не изгибаются и не изнашиваются. Долговечность обеспечивает прямолинейная цепь, которая обходится без нагрузок при поперечном искривлении.
Многоскоростные байки. Главные особенности велоцепей:
- наличие углубления, принимающего изгиб цепи;
- тонкие пластины и неширокие звездочки;
- неравномерная нагрузка.
Во время переключения скоростей цепь перепрыгивает по звездам, что вызывает перекос. Это приводит к тому, что стираются звезды, а элемент трансмиссии изнашивается.
Цепи облегченные Пустые втулки с отверстиями в пластинах могут устанавливаться на любые велосипеды. Чаще всего цепи, которые на 25% легче аналогов, устанавливают на гоночные байки. Из-за особенностей эксплуатации цепь быстро растягивается и выходит из строя.
- Халф-линк
Из каких элементов состоят цепи для бензопил
Пилы с бензиновым двигателем применяют для продольной и поперечной распиловки стволов деревьев, а также готовых пиломатериалов. Однако чтобы правильно установить на мотопилу цепь необходимого размера, надо узнать её конструкцию, которая была изобретена в 1947 году Джозефом Коксом и с тех пор существенно не изменилась. На предприятиях рабочий должен узнать правила безопасности при распиловке пиломатериалов профессиональным инструментом. После прохождения вводного инструктажа ставится допуск к работе. Правильный выбор цепи, увеличивает производительность бензопилы. Пильная цепка состоит из трёх видов звеньев:
- режущих;
- хвостовиков (ведущих);
- соединительных.
Все звенья изготовлены из высоколегированной стали и соединяются заклёпками. В цепях хорошего качества режущие элементы сделаны из победита или других сплавов повышенной твёрдости. Ими можно пилить разные породы дерева, бетон, тонкий металл и другие материалы. Резцы бывают правостороннего и левостороннего и расположения и стоят на цепи по очереди. У них есть режущая кромка и ограничитель, регулирующий глубину реза.
Назначение ведущих звеньев, которые называются хвостовиками — передача вращательного движения от двигателя пилы на цепь посредством ведущей звёздочки. Это обеспечивает её устойчивое положение на съёмной шине. Для надёжного скрепления резцов и хвостовиков конструкцией предусмотрены соединительные звенья.
Наиболее распространенные размеры
При выборе байка учитывают 3 главные величины, значения которых указывают на различия между велоцепями.
- Расстояние между пинами (шаг).
Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, т.к. по ГОСТу на всех современных двухколесных транспортных средствах стандартный шаг равен 12,7 мм (1/2”).
- Ширина цепи.
Норматив определяется замером между внутренними плоскостями пластин. Самые распространенные размеры по ширине (мм):
- одна скорость − 8,7-11;
- 7 скоростные кассеты − 7,3;
- 11 звезд в кассете − 5,5.
Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и шириной велосипедной цепи.
- Длина.
Для комплектации трансмиссии велосипеда чаще всего изготавливают цепи из 110-118 звеньев. Для 12-скоростной кассеты показатель увеличивается до 126 звеньев. Величина связана с типом велосипеда. Например, на обычные горные модели потребуется 106-108 звеньев; на новые найнеры − 112. Рабочую длину можно определить самостоятельно.
Для Дабл или Трипл системы:
- открыть замок (сжать руками одно звено навстречу другому, покачивая из стороны в сторону);
- не продлевая цепь через переключатели, надеть спереди и сзади на самую большую звезду;
- соединить в замкнутый круг, добавив 1-1,5 звена.
Такой замер актуален, если на велосипеде установлены 2 или 3 звездочки.
Если установлена Сингл система (одна звезда спереди и 9-11 сзади), длину цепи увеличивают на 2 звена.
Размеры приводной роликовой цепи (параметры)
Все стандарты описывают большое количество параметров (размеров) в цепи, но можно выделить несколько основных.
Основные параметры приводной роликовой цепи:
- Шаг роликовой цепи (размер t) – расстояние между валиками (штифтами) одного звена.
- Ширина между внутренними пластинами (размер b1).
- Диаметр ролика (размер d1).
- Разрушающая нагрузка (Q) – измеряется в килоньютонах (кН, kN)
Другие размеры, которые могут учитываться при выборе роликовой цепи: диаметр валика, длина валика, длина валика соединительного звена, высота внутренней пластины, высота внешней пластины, толщина пластины внешней и внутренней, поперечный шаг (для многорядных цепей).
Шаг роликовой цепи
Шаг роликовой цепи стандарта ISO 606 (DIN 8187, BS) рассчитывается с учетом размера 1/16 дюйма. Роликовые цепи этого стандарта представлены рядом с шагом размером от 6 мм (4/16 дюйма) до 114,3 мм (4,5 дюйма). В стандартах ANSI B29.1M и DIN 8188 шаг рассчитывается с учетом размера 1/8 дюйма, и линейка цепей находится в диапазоне от ¼ дюйма до 3 дюймов.
Маркировка приводных роликовых цепей (обозначение)
Маркировка приводных роликовых цепей формируется на основе ее шага, поэтому часто линейку цепей называют типоразмерами и по маркировке мы можем узнать размер. Более подробно к вопросу «чтения» маркировки приводных цепей мы вернемся в отдельной статье, здесь же коснемся только общих принципов.
Маркировка цепи ISO 606 (DIN 8187, BS)
Маркировка состоит из трех элементов. Первые две цифры 04, 08 и так далее – это количество шестнадцатых долей дюйма. То есть, 04 соответствует 4/16 или ¼ дюйма, 08 – 8/16 или ½ дюйма. Буквенная маркировка обозначает стандарт или серию, а последняя цифра, которая пишется через дефис – количество рядов в роликовой цепи.
Расшифруем 12B-2:
- 12 = 12/16 дюйма или 25,4:16*12=19,05 мм
- B – серия B стандарта ISO 606 (DIN 8187, BS)
- 2 – двухрядная цепь
В серии A (DIN 8188) расшифровка аналогична, но литера «A» означает американский стандарт ISO, в отличии от «B» — британский.
Маркировка цепи ANSI B29.1M
Маркировка по стандарту ANSI B29.1M также состоит из трех составных элементов. Только показателем шага является не две первые цифры, а одна (в двузначном) и две (в трехзначном варианте), и характеризует она количество 1/8 долей дюйма. Например, 40 соответствует 4/8 или ½ дюйма, а 80 – 8/8 или 1 дюйму. Второе значение (последнее перед дефисом) характеризует тип цепи (0 – роликовая, 5 – втулочная). Третья составляющая маркировка ANSI – количество рядов.
Расшифруем 60-2:
- 6 = 6/8 дюйма или 25,4:8*6=19,05 мм
- 0 – роликовая цепь
- 2 – двухрядная цепь
Таблица соответствия стандартов роликовых цепей по размерам
- Однорядные
- Двухрядные
- Трехрядные
- Четырехрядные
- Пятирядные
Таблица соответствия аналогов приводных роликовых цепей различных стандартов по размерам
ГОСТ 13568-97 | ISO 606 (DIN 8187) (DIN 8188) | ANSI B29.1M | Шаг*Ширина | Шаг | Диаметр ролика | Ширина между внутр. пластинами | Диаметр валика | Длина валика | Высота внутренней пластины | Толщина пластины | Разрушающая нагрузка | Средняя прочность при растяжении | Вес 1 метра | |
p X b1 | p | d1 | b1 min | d2 | L | Lc | h2 max | T | Q min | Q0 | q | |||
мм | кН/кгс | кН | кг/м | |||||||||||
— | 04C-1 | 25-1 | — | 6,35 | 3,30 | 3,18 | 2,31 | 7,90 | 8,40 | 6,00 | 0,80 | 3,50/3500 | — | 0,14 |
ПР-8-4,6 | 05B-1 | — | 8 x 3мм | 8,00 | 5,00 | 3,00 | 2,31 | 8,2 | 8,9 | 7,1 | 0,8 | 5,0/5000 | 5,9 | 0,2 |
— | 06C-1 | 35-1 | — | 9,525 | 5,08 | 4,77 | 3,58 | 12,40 | 13,17 | 9,0 | 1,3 | 7,9/7900 | — | 0,33 |
ПР-9,525-9,1 | 06B-1 | — | 9,525 | 6,35 | 5,72 | 3,28 | 13,15 | 14,1 | 8,2 | 1,3 | 9,0/9000 | 11,3 | 0,33 | |
ПР-12,7-9 | 081 | — | 1/2″ x 1/8″ | 12,7 | 7,75 | 3,3 | 3,66 | 10,2 | 11,7 | 9,91 | — | 9,4/940 | 9 | 0,3 |
ПР-12,7-10-1 | 082 | — | — | 12,7 | 7,5 | 2,4 | 3,66 | 10,5 | 10 | — | 10,0/1000 | — | 0,3 | |
— | 083 | — | 1/2″ x 3/16″ | 12,7 | 7,75 | 4,88 | 4,09 | 12,9 | 14,4 | 10,3 | — | 10,2/1020 | 13,4 | 0,42 |
— | 084 | — | 1/2″ x 3/16″ | 12,7 | 7,75 | 4,88 | 4,09 | 14,8 | 16,3 | 11,15 | — | 15,6/1560 | 17,2 | 0,48 |
— | 085 | 41-1 | 1/2″ x 1/4″ | 12,7 | 7,77 | 6,25 | 3,58 | 13,75 | 15,00 | 9,91 | 1,3 | 6,67/6670 | 12,6 | 0,41 |
— | 08A-1 | 40-1 | 1/2″ x 5/16″ | 12,7 | 7,95 | 7,85 | 3,96 | 16,6 | 17,8 | 12 | 1,5 | 14,1/1410 | 18,6 | 0,62 |
ПР-12,7-18,2-1 | — | — | — | 12,7 | 8,51 | 5,4 | 4,45 | 19 | 11,8 | 18,2/1820 | 0,65 | |||
ПР-12,7-18,2 | 08B-1 | — | 1/2″ x 5/16″ | 12,7 | 8,51 | 7,75 | 4,45 | 16,70 | 18,2 | 11,8 | 1,6 | 18/1800 | 19,4 | 0,69 |
ПР-15,875-23-1 | — | — | — | 15,875 | 10,16 | 6,48 | 5,08 | 20 | 14,8 | 23/2300 | 0,8 | |||
— | 10A-1 | 50-1 | 5/8″ x 3/8″ | 15,875 | 10,16 | 9,4 | 5,08 | 20,7 | 22,2 | 15,09 | 2,03 | 22,2/2220 | 31,3 | 1,02 |
ПР-15,875-23 | 10B-1 | — | 5/8″ x 3/8″ | 15,875 | 10,16 | 9,65 | 5,08 | 19,5 | 20,9 | 14,07 | 1,7 | 22,4/2240 | 27,5 | 0,93 |
ПР-19,05-31,8 | 12A-1 | 60-1 | 3/4″ x 1/2″ | 19,05 | 11,91 | 12,57 | 5,94 | 25,9 | 27,7 | 18 | 2,42 | 31,80/3180 | 43,2 | 1,5 |
— | 12B-1 | — | 3/4″ x 7/16″ | 19,05 | 12,07 | 11,68 | 5,72 | 22,5 | 24,2 | 16 | 1,85 | 29,0/2900 | 32,2 | 1,15 |
ПР-25,4-60 | 16A-1 | 80-1 | 1″ x 5/8″ | 25,4 | 15,88 | 15,75 | 7,92 | 32,7 | 35 | 27 | 3,25 | 56,70/5670 | 74,3 | 2,6 |
— | 16B-1 | — | 1″ x 17,02мм | 25,4 | 15,88 | 17,02 | 8,28 | 36,1 | 37,4 | 21 | 4,15/3,1 | 60,0/6000 | 77,1 | 2,71 |
ПР-31,75-89 | 20A-1 | 100-1 | — | 31,75 | 19,05 | 18,9 | 9,54 | 40,4 | 44,7 | 30 | 4 | 88,50/8850 | 107,6 | 3,91 |
— | 20B-1 | — | 1 1/4″ x 3/4″ | 31,75 | 19,05 | 19,56 | 10,19 | 41,3 | 45 | 26,4 | 4,5/3,5 | 95,0/9500 | 112,8 | 3,7 |
ПР-38,1-127 | 24A-1 | 120-1 | — | 38,1 | 22,23 | 25,22 | 11,10 | 50,3 | 54,3 | 35,7 | 4,8 | 127,0/12700 | 163,1 | 5,62 |
— | 24B-1 | — | — | 38,1 | 25,4 | 25,4 | 14,63 | 53,4 | 57,8 | 33,2 | 6,0/4,8 | 160,0/16000 | 178,00 | 7,1 |
ПР-44,45-172,4 | 28A-1 | 140-1 | — | 44,45 | 25,4 | 25,22 | 12,70 | 54,4 | 59,00 | 41,00 | 5,6 | 172,4/17240 | 222,50 | 7,5 |
— | 28B-1 | — | — | 44,45 | 27,94 | 30,99 | 15,9 | 65,1 | 69,5 | 36,7 | 7,5/6,0 | 200,0/20000 | 236,40 | 8,5 |
ПР-50,8-227 | 32A-1 | 160-1 | — | 50,8 | 28,58 | 31,55 | 14,27 | 64,8 | 69,6 | 47,8 | 6,4 | 226,8/22680 | 266,9 | 10,1 |
— | 32B-1 | — | — | 50,8 | 29,21 | 30,99 | 17,81 | 66,00 | 71,00 | 42,00 | 7,0/6,0 | 250,0/25000 | 277,5 | 10,25 |
— | 36A-1 | 180-1 | — | 57,15 | 35,71 | 35,48 | 17,46 | 72,8 | 78,60 | 53,6 | 7,2 | 280,20/28020 | 361,1 | 13,45 |
ПР-63,5-354 | 40A-1 | 200-1 | — | 63,5 | 39,68 | 37,85 | 19,85 | 80,3 | 87,2 | 60 | 8 | 347,00/34700 | 466,8 | 16,15 |
— | 40B-1 | — | — | 63,5 | 39,37 | 38,1 | 22,89 | 82,2 | 89,2 | 52,96 | 8,5/8,0 | 353,8/35380 | 394 | 16,35 |
— | 48A-1 | 240-1 | — | 76,2 | 47,63 | 47,35 | 23,81 | 95,5 | 103 | 72,39 | 9,5 | 510,3/51030 | 671,6 | 23,2 |
— | 48B-1 | — | — | 76,2 | 48,26 | 45,72 | 29,24 | 99,1 | 107 | 63,8 | 12,0/10,0 | 560,0/56000 | 621,6 | 25 |
— | 56B-1 | — | — | 88,9 | 53,98 | 53,34 | 34,32 | 114,6 | 123 | 77,8 | 13,5/12,0 | 850,0/85000 | 940 | 35,78 |
— | 64B-1 | — | — | 101,6 | 63,5 | 60,96 | 39,4 | 130 | 138,5 | 90,17 | 15,0/13,0 | 1120,0/112000 | 1240 | 46 |
— | 72B-1 | — | — | 114,3 | 72,39 | 68,58 | 44,48 | 147,4 | 156,4 | 103,6 | 17,0/15,0 | 1400,0/140000 | 1550 | 60,8 |
Таблица соответствия аналогов приводных роликовых цепей различных стандартов по размерам
ГОСТ 13568-97 | ISO 606 (DIN 8187) (DIN 8188) | ANSI B29.1M | Шаг*Ширина | Шаг | Диаметр ролика | Ширина между внутр. пластинами | Диаметр валика | Длина валика | Высота внутренней пластины | Толщина пластины | Поперечный шаг | Разрушающая нагрузка | Вес 1 метра | |
p X b1 | p | d1 | b1 min | d2 | L | Lc | h2 max | T | Pt | Q min | q | |||
мм | кН/кгс | кг/м | ||||||||||||
2ПР-12.7-31.8 | 08В-2 | — | 1/2″ x 5/16″ | 12,7 | 8,51 | 7,75 | 4,45 | 31,0 | 33,0 | 11,81 | 1,6 | 13,92 | 32,0 | 1,34 |
— | — | 40-2 | 1/2″ x 5/16″ | 12,7 | 7,95 | 7,85 | 3,96 | 31,0 | 32,2 | 12,0 | 1,5 | 14,38 | 28,2 | 1,12 |
2ПР-15,875-45,4 | 10В-2 | — | 5/8″ x 3/8″ | 15,875 | 10,16 | 9,65 | 5,08 | 36,1 | 38,6 | 14,73 | 1,7 | 16,59 | 44,5 | 1,84 |
— | 10A-2 | 50-2 | 5/8″ x 3/8″ | 15,875 | 10,16 | 9,4 | 5,08 | 38,9 | 40,4 | 15,09 | 2,03 | 18,11 | 44,4 | 2,0 |
2ПР-19.05-64 | 12А-2 | 60-2 | 3/4″ x 1/2″ | 19,05 | 11,91 | 12,57 | 5,94 | 48,8 | 51,5 | 18,08 | 2,44 | 22,78 | 63,6 | 2,92 |
2ПР-19.05-72 | — | — | — | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | — | 54,4 | 18,2 | — | 25,5 | 72,0 | 3,3 |
2ПР-19.05-75 | — | — | — | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | — | 53,4 | 18,2 | — | 22,78 | 75,0 | 3 |
2ПР-25.4-114 | 16А-2 | 80-2 | 1″ x 5/8″ | 25,4 | 15,88 | 15,75 | 7,92 | 62,7 | 67,1 | 24,13 | 3,26 | 29,29 | 113,4 | 5,15 |
2ПР-25.4-130 | — | — | — | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | — | 68 | 24,2 | — | 29,29 | 130,0 | 5 |
2ПР-25.4-140 | — | — | — | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | — | 68 | 24,2 | — | 29,29 | 140,0 | 5 |
2ПР-31.75-177 | 20А-2 | 100-2 | — | 31,75 | 19,05 | 18,9 | 9,53 | 76,4 | 83,1 | 30,18 | 4,0 | 35,76 | 177,0 | 7,8 |
2ПР-38.1-254 | 24А-2 | 120-2 | — | 38.1 | 22,23 | 25,22 | 11,1 | 96,3 | 101,6 | 36,2 | 4,8 | 45,44 | 254,0 | 11,7 |
2ПР-44.45-344 | 28А-2 | 140-2 | — | 44,45 | 25,4 | 25,22 | 12,7 | 103,6 | 109,4 | 42,24 | 5,65 | 48,87 | 344,8 | 15,14 |
2ПР-50,8-453,6 | 32А-2 | 160-2 | — | 50,8 | 28,58 | 31,55 | 14,27 | 123,3 | 130,2 | 48,26 | 6,45 | 58,55 | 453,6 | 20,14 |
ГОСТ 13568-97 | ISO 606 (DIN 8187) (DIN 8188) | ANSI B29.1M | Шаг | Диаметр ролика | Ширина между внутр. пластинами | Диаметр валика | Длина валика | Высота внутренней пластины | Толщина пластины | Поперечный шаг | Разрушающая нагрузка | Вес 1 метра | |
p | d1 | b1 min | d2 | L | Lc | h2 max | T | Pt | Q min | q | |||
мм | кН/кгс | кг/м | |||||||||||
3ПР-12,7-45,4 | 08В-3 | — | 12,7 | 8,51 | 7,75 | 4,45 | 44.9 | 47.2 | 11,81 | 1.6 | 13,92 | 47,5 | 2,03 |
3ПР-15,875-68,1 | 10В-3 | — | 15,875 | 10,16 | 9,65 | 5,08 | 52,7 | 55,6 | 14,73 | 1,7 | 16,59 | 66,7 | 2,8 |
3ПР-19,05-96 | 12А-3 | 60-3 | 19,05 | 11,91 | 12,57 | 5,94 | 71,5 | 75,6 | 18,08 | 2,44 | 22,78 | 95,4 | 4,54 |
3ПР-25,4-171 | 16А-3 | 80-3 | 25,4 | 15,88 | 15,75 | 7,92 | 91,7 | 96,8 | 24,13 | 3,26 | 29,29 | 170,1 | 7,89 |
3ПР-31,75-265,5 | 20А-3 | 100-3 | 31,75 | 19,05 | 18,9 | 9,53 | 112,2 | 117,2 | 30,18 | 4,0 | 35,76 | 265,5 | 11,77 |
3ПР-38,1-381 | 24А-3 | 120-3 | 38,1 | 22,23 | 25,22 | 11,1 | 141,7 | 148,3 | 36,2 | 4,8 | 45,44 | 381,0 | 17,53 |
3ПР-44,45-517,2 | 28А-3 | 140-3 | 44,45 | 25,4 | 25,22 | 12,7 | 152,2 | 158,3 | 42,24 | 5,65 | 48,87 | 517,2 | 22,2 |
3ПР-50,8-680,4 | 32А-3 | 160-3 | 50,8 | 28,58 | 31,55 | 14,27 | 181,8 | 188,6 | 54,31 | 7,25 | 65,84 | 840,7 | 28,3 |
Раздел заполняется
Раздел заполняется
Типы соединения
Для облегчения установки и демонтажа цепи применяют соединительные замки. Деталь составлена из двух складывающихся пластинок. В одну из сторон запрессован металлический стерженек (штырь). Производители выпускают модели с разным видом соединения. Например, SRAM Power Link и КМС выпускают байки с соединительным замком. Shimano и Campagnolo изготавливают велоцепи без связующего звена. Замки для односкоростной и многоскоростной цепи различают по способу блокировки. Так, в многоскоростную заклепки «вмонтированы» в конструкцию и не выступают над боковыми пластинами. Современные изобретатели пробуют установить на соединения уплотнения, напоминающие мотоциклетное устройство.
Цепи общего назначения
В эту группу входят стальные круглозвенные цепи нормальной прочности с калибром от 2 до 16 мм со сварным соединением звеньев. Они изготавливаются в соответствии с DIN 763, DIN 5685 Form C (длиннозвенная) и DIN 766, DIN 5685 Form A (короткозвенная) из низкоуглеродистой стали класса 2. Их используют для растяжек, подвесов и в других системах крепления, не работающих в условиях динамических нагрузок и не связанных с подъемом грузов. В домашнем хозяйстве их применяют для привязки животных, подъема колодезной воды изготовления качелей. Цепные ветви, состоящие из длинных звеньев, обладают лучшей подвижностью, но уступают аналогам с коротким звеном в прочности.
Сравнение короткозвенной и длиннозвенной цепи общего назначения
Маркировка
Компании-производители всегда указывают геометрические параметры цепи, которые наносят на упаковку в 2-3 строки. Надписи помогают узнать соответствие велосипедной цепи количеству передач. Например, cn обозначает, что цепь предназначена для девяти звезд, narrow — на 6-8. Меньшее количество скоростей не указывается. У некоторых производителей можно встретить другое обозначение передач cn: 5-7, 7-8, 11, 12 (цепи Shimano). Маркировка велосипедной цепи указывается в цифрах и латинскими буквами.
Обозначение цифр в маркировке
Чтобы правильно расшифровать надписи, разберем конкретный пример. На коробке указана маркировка:
1/2” X 11/128” – 114 Links
pin length 5.88 mm
Цифры по порядку | Значение |
Первая | Указывает шаг у велосипедной цепи. Показатель одинаковый у всех моделей (1/2″) |
Вторая | Внутренняя ширина звена, связанная с толщиной звездочек |
Третья | Число звеньев − 114 links |
Число во второй строке | Длина пина (наружная ширина цепи) − 5,88 мм |
Маркировка цепей трансформаторов тока (токовые цепи)
Числа, использующиеся для маркировки токовых цепей, разбивают тоже на группы. Так, первая группа маркируется N (A,B,C,) 4**, для маркировки используют номера с 401-499. Следующая значимая цифра определяет номер конкретного трансформатора тока, третья цифра выбирается, исходя из участка цепи от одной точки к другой.
К примеру, обозначение цепей трансформаторов тока типа ТТ имеет следующий вид: 1TT: А 413 – 420 и т.д.
Если монтажная схема конструктивно включает более девяти трансформаторов тока, то используется следующий тип маркировки A (B,C,N) 5* или: 10ТТ: А 501 – 509.
Описанные способы маркировки схем используются для отдельной монтажной единицы, при этом их принцип может повторяться на различных фидерах, и единообразие в обозначениях схем – приветствуется.
Как выбрать велосипедную цепь – рекомендации
Главный элемент трансмиссии влияет на состояние и движение байка. Автоматизированная машина маркирует мелкие звенья из прочных материалов, а затем закрепляет их посредством клепки. Покупая необходимую деталь, учтите советы профессионалов:
- Выбирайте цепь по совместимости со скоростями и техническим характеристикам.
- Изучите маркировку, указанную на упаковке. Цифры и буквы обозначают фактические показатели, качество, подходящую модель велосипеда.
- Не рекомендуется приобретать цепочки из алюминия и сплавов мягкого металла. У таких изделий малый ресурс и срок службы.
- Прочность цепи можно определить по цвету металла:
- серый, не имеющий блеска − высокое качество;
- белый глянцевый − среднее;
- желто-золотистый оттенок − низкий уровень.
- На детских моделях длина одного звена должна быть меньше, чем у взрослого байка. Например, 11,4 мм вместо 12,7 мм.
- Обдуманный выбор велосипедной цепи, правильная регулировка, очистка, хранение помогают избежать проблем.
Стандарты, определяющие размеры приводных роликовых цепей
Для стандартизации размеров цепей в разных регионах и странах разработаны собственные Стандарты, которые регламентируют параметры и характеристики не только приводных цепей, но и других видов, а также звездочек для них. Отсутствие единого мирового Стандарта, а также импорт оборудования и техники, накладывает ряд сложностей в подборе цепей по размеру.
Наиболее известные стандарты: ГОСТ (ГОСТ 13568-97 — российский стандарт по приводным цепям, применяемый и в странах СНГ), ISO, DIN (ISO 606, DIN 8187, DIN 8188 – стандарт, применяемый в европейских странах), ANSI (ANSI B29.1M — стандарт, который применяется в США). Все стандарты описывают типы, параметры и размеры цепей, особенности выбора шага цепей и их маркировки, марки стали, а также множество других вопросов. Главным вопросом остается размерный ряд цепей и их соответствие в разных Стандартах (аналоги цепей).
Так как первые стандарты роликовых цепей создавались в дюймовой системе, то ряд размеров цепей соответствует долям дюйма, а уже затем он переводится в международную метрическую систему и указывается в миллиметрах.