Конструкция, размеры и обозначения цепей приводных роликовых


Поиски оптимальной трансмиссии начинались с ременного и шестерного привода. Первые эксперименты не удовлетворяли изобретателей, которые нашли более надежный и легкий по весу вариант. Велосипедная цепь появилась на горных, шоссейных, туристических велосипедах. Главный элемент трансмиссии, взаимодействующий со звездами кассеты, по-разному влияет на износ системы. Поэтому нужно знать тип и характеристики цепи, которая подбирается с учетом условий эксплуатации и должна соответствовать виду велосипеда. Предлагаем вместе рассмотреть важные параметры, которые нужно учитывать при выборе новой детали.

Конструкция

Кроме Half-Link классические виды цепей имеют одинаковое устройство:

  • металлические разборные звенья расположены в одной плоскости;
  • внутренние и внешние полу-звенья собираются поочередно;
  • шаг велосипедной цепи (одно полу-звено) скрепляет пин с роликом;
  • полное звено имеет одинаковый размер (25,4 мм);
  • полу-звено − 12,7 мм.

Одна пара звеньев формирует фрагменты, из которых можно собрать цепь любой длины. Half-Link имеет особенности. Здесь каждое звено входит в другое на валике одинаково и заменяется не попарно, а индивидуально. На скоростных байках используют деталь без соединительных втулок.

Декоративные цепи

Данная группа изделий поражает многообразием форм, размеров, цветов и используемых материалов, что предполагает множество вариантов их применения. Благодаря различным покрытиям они отлично имитируют цветные и драгоценные металлы, что позволяет реализовать любой творческий замысел в оформлении интерьеров и ландшафтном дизайне. Декоративные цепочки часто используют дизайнеры бижутерии, одежды и галантереи. Пластиковые цепи со звеньями ярких сигнальных цветов применяются для зонирования общественных помещений, парковок, спортплощадок.

Декоративная цепь - фото

Типы велоцепей

роликовый тип цепи

Все велосипедные цепи разделили на 2 основных типа, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Роликовый (износоустойчивый, редкий вид). Особенность − ролики находятся внутри звеньев.
  2. Втулочный (распространенный тип не для профессионального использования). Особенность − для соединения звеньев используют обычные втулки.

Из множества модификаций выделяют 4 подвида.

  1. Используемые в односкоростных велосипедах.

Самый простой тип устанавливают на детские, городские, подростковые модели с односкоростной втулкой на заднем колесе. Утолщенные и прочные пластины, изготовленные из высококачественной стали, не изгибаются и не изнашиваются. Долговечность обеспечивает прямолинейная цепь, которая обходится без нагрузок при поперечном искривлении.

Многоскоростные байки. Главные особенности велоцепей:

  • наличие углубления, принимающего изгиб цепи;
  • тонкие пластины и неширокие звездочки;
  • неравномерная нагрузка.

Во время переключения скоростей цепь перепрыгивает по звездам, что вызывает перекос. Это приводит к тому, что стираются звезды, а элемент трансмиссии изнашивается.

Цепи облегченные Пустые втулки с отверстиями в пластинах могут устанавливаться на любые велосипеды. Чаще всего цепи, которые на 25% легче аналогов, устанавливают на гоночные байки. Из-за особенностей эксплуатации цепь быстро растягивается и выходит из строя.

  1. Халф-линк

Из каких элементов состоят цепи для бензопил

Пилы с бензиновым двигателем применяют для продольной и поперечной распиловки стволов деревьев, а также готовых пиломатериалов. Однако чтобы правильно установить на мотопилу цепь необходимого размера, надо узнать её конструкцию, которая была изобретена в 1947 году Джозефом Коксом и с тех пор существенно не изменилась. На предприятиях рабочий должен узнать правила безопасности при распиловке пиломатериалов профессиональным инструментом. После прохождения вводного инструктажа ставится допуск к работе. Правильный выбор цепи, увеличивает производительность бензопилы. Пильная цепка состоит из трёх видов звеньев:

  • режущих;

  • хвостовиков (ведущих);

  • соединительных.

Все звенья изготовлены из высоколегированной стали и соединяются заклёпками. В цепях хорошего качества режущие элементы сделаны из победита или других сплавов повышенной твёрдости. Ими можно пилить разные породы дерева, бетон, тонкий металл и другие материалы. Резцы бывают правостороннего и левостороннего и расположения и стоят на цепи по очереди. У них есть режущая кромка и ограничитель, регулирующий глубину реза.

Назначение ведущих звеньев, которые называются хвостовиками — передача вращательного движения от двигателя пилы на цепь посредством ведущей звёздочки. Это обеспечивает её устойчивое положение на съёмной шине. Для надёжного скрепления резцов и хвостовиков конструкцией предусмотрены соединительные звенья.

Наиболее распространенные размеры

размеры велоцепи

При выборе байка учитывают 3 главные величины, значения которых указывают на различия между велоцепями.

  1. Расстояние между пинами (шаг).

Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, т.к. по ГОСТу на всех современных двухколесных транспортных средствах стандартный шаг равен 12,7 мм (1/2”).

  1. Ширина цепи.

Норматив определяется замером между внутренними плоскостями пластин. Самые распространенные размеры по ширине (мм):

  • одна скорость − 8,7-11;
  • 7 скоростные кассеты − 7,3;
  • 11 звезд в кассете − 5,5.

Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и шириной велосипедной цепи.

  1. Длина.

Для комплектации трансмиссии велосипеда чаще всего изготавливают цепи из 110-118 звеньев. Для 12-скоростной кассеты показатель увеличивается до 126 звеньев. Величина связана с типом велосипеда. Например, на обычные горные модели потребуется 106-108 звеньев; на новые найнеры − 112. Рабочую длину можно определить самостоятельно.

Для Дабл или Трипл системы:

  • открыть замок (сжать руками одно звено навстречу другому, покачивая из стороны в сторону);
  • не продлевая цепь через переключатели, надеть спереди и сзади на самую большую звезду;
  • соединить в замкнутый круг, добавив 1-1,5 звена.

Такой замер актуален, если на велосипеде установлены 2 или 3 звездочки.

Если установлена Сингл система (одна звезда спереди и 9-11 сзади), длину цепи увеличивают на 2 звена.

Размеры приводной роликовой цепи (параметры)

Все стандарты описывают большое количество параметров (размеров) в цепи, но можно выделить несколько основных.

Основные параметры приводной роликовой цепи:
  1. Шаг роликовой цепи (размер t) – расстояние между валиками (штифтами) одного звена.
  2. Ширина между внутренними пластинами (размер b1).
  3. Диаметр ролика (размер d1).
  4. Разрушающая нагрузка (Q) – измеряется в килоньютонах (кН, kN)

Однорядные приводные роликовые цепи ГОСТ 13568-97

Другие размеры, которые могут учитываться при выборе роликовой цепи: диаметр валика, длина валика, длина валика соединительного звена, высота внутренней пластины, высота внешней пластины, толщина пластины внешней и внутренней, поперечный шаг (для многорядных цепей).

Шаг роликовой цепи

Шаг роликовой цепи стандарта ISO 606 (DIN 8187, BS) рассчитывается с учетом размера 1/16 дюйма. Роликовые цепи этого стандарта представлены рядом с шагом размером от 6 мм (4/16 дюйма) до 114,3 мм (4,5 дюйма). В стандартах ANSI B29.1M и DIN 8188 шаг рассчитывается с учетом размера 1/8 дюйма, и линейка цепей находится в диапазоне от ¼ дюйма до 3 дюймов.

Маркировка приводных роликовых цепей (обозначение)

Маркировка приводных роликовых цепей формируется на основе ее шага, поэтому часто линейку цепей называют типоразмерами и по маркировке мы можем узнать размер. Более подробно к вопросу «чтения» маркировки приводных цепей мы вернемся в отдельной статье, здесь же коснемся только общих принципов.

Маркировка цепи ISO 606 (DIN 8187, BS)

Маркировка состоит из трех элементов. Первые две цифры 04, 08 и так далее – это количество шестнадцатых долей дюйма. То есть, 04 соответствует 4/16 или ¼ дюйма, 08 – 8/16 или ½ дюйма. Буквенная маркировка обозначает стандарт или серию, а последняя цифра, которая пишется через дефис – количество рядов в роликовой цепи.

Расшифруем 12B-2:

  • 12 = 12/16 дюйма или 25,4:16*12=19,05 мм
  • B – серия B стандарта ISO 606 (DIN 8187, BS)
  • 2 – двухрядная цепь

В серии A (DIN 8188) расшифровка аналогична, но литера «A» означает американский стандарт ISO, в отличии от «B» — британский.

Маркировка цепи ANSI B29.1M

Маркировка по стандарту ANSI B29.1M также состоит из трех составных элементов. Только показателем шага является не две первые цифры, а одна (в двузначном) и две (в трехзначном варианте), и характеризует она количество 1/8 долей дюйма. Например, 40 соответствует 4/8 или ½ дюйма, а 80 – 8/8 или 1 дюйму. Второе значение (последнее перед дефисом) характеризует тип цепи (0 – роликовая, 5 – втулочная). Третья составляющая маркировка ANSI – количество рядов.

Расшифруем 60-2:

  • 6 = 6/8 дюйма или 25,4:8*6=19,05 мм
  • 0 – роликовая цепь
  • 2 – двухрядная цепь

Роликовая цепь

Таблица соответствия стандартов роликовых цепей по размерам

  • Однорядные
  • Двухрядные
  • Трехрядные
  • Четырехрядные
  • Пятирядные

Схема однорядной цепи

Таблица соответствия аналогов приводных роликовых цепей различных стандартов по размерам

ГОСТ 13568-97ISO 606 (DIN 8187) (DIN 8188)ANSI B29.1MШаг*ШиринаШагДиаметр роликаШирина между внутр. пластинамиДиаметр валикаДлина валикаВысота внутренней пластиныТолщина пластиныРазрушающая нагрузкаСредняя прочность при растяженииВес 1 метра
p X b1pd1b1 mind2LLch2 maxTQ minQ0q
ммкН/кгскНкг/м
04C-125-16,353,303,182,317,908,406,000,803,50/35000,14
ПР-8-4,605B-18 x 3мм8,005,003,002,318,28,97,10,85,0/50005,90,2
06C-135-19,5255,084,773,5812,4013,179,01,37,9/79000,33
ПР-9,525-9,106B-19,5256,355,723,2813,1514,18,21,39,0/900011,30,33
ПР-12,7-90811/2″ x 1/8″12,77,753,33,6610,211,79,919,4/94090,3
ПР-12,7-10-108212,77,52,43,6610,51010,0/10000,3
0831/2″ x 3/16″12,77,754,884,0912,914,410,310,2/102013,40,42
0841/2″ x 3/16″12,77,754,884,0914,816,311,1515,6/156017,20,48
08541-11/2″ x 1/4″12,77,776,253,5813,7515,009,911,36,67/667012,60,41
08A-140-11/2″ x 5/16″12,77,957,853,9616,617,8121,514,1/141018,60,62
ПР-12,7-18,2-112,78,515,44,451911,818,2/18200,65
ПР-12,7-18,208B-11/2″ x 5/16″12,78,517,754,4516,7018,211,81,618/180019,40,69
ПР-15,875-23-115,87510,166,485,082014,823/23000,8
10A-150-15/8″ x 3/8″15,87510,169,45,0820,722,215,092,0322,2/222031,31,02
ПР-15,875-2310B-15/8″ x 3/8″15,87510,169,655,0819,520,914,071,722,4/224027,50,93
ПР-19,05-31,812A-160-13/4″ x 1/2″19,0511,9112,575,9425,927,7182,4231,80/318043,21,5
12B-13/4″ x 7/16″19,0512,0711,685,7222,524,2161,8529,0/290032,21,15
ПР-25,4-6016A-180-11″ x 5/8″25,415,8815,757,9232,735273,2556,70/567074,32,6
16B-11″ x 17,02мм25,415,8817,028,2836,137,4214,15/3,160,0/600077,12,71
ПР-31,75-8920A-1100-131,7519,0518,99,5440,444,730488,50/8850107,63,91
20B-11 1/4″ x 3/4″31,7519,0519,5610,1941,34526,44,5/3,595,0/9500112,83,7
ПР-38,1-12724A-1120-138,122,2325,2211,1050,354,335,74,8127,0/12700163,15,62
24B-138,125,425,414,6353,457,833,26,0/4,8160,0/16000178,007,1
ПР-44,45-172,428A-1140-144,4525,425,2212,7054,459,0041,005,6172,4/17240222,507,5
28B-144,4527,9430,9915,965,169,536,77,5/6,0200,0/20000236,408,5
ПР-50,8-22732A-1160-150,828,5831,5514,2764,869,647,86,4226,8/22680266,910,1
32B-150,829,2130,9917,8166,0071,0042,007,0/6,0250,0/25000277,510,25
36A-1180-157,1535,7135,4817,4672,878,6053,67,2280,20/28020361,113,45
ПР-63,5-35440A-1200-163,539,6837,8519,8580,387,2608347,00/34700466,816,15
40B-163,539,3738,122,8982,289,252,968,5/8,0353,8/3538039416,35
48A-1240-176,247,6347,3523,8195,510372,399,5510,3/51030671,623,2
48B-176,248,2645,7229,2499,110763,812,0/10,0560,0/56000621,625
56B-188,953,9853,3434,32114,612377,813,5/12,0850,0/8500094035,78
64B-1101,663,560,9639,4130138,590,1715,0/13,01120,0/112000124046
72B-1114,372,3968,5844,48147,4156,4103,617,0/15,01400,0/140000155060,8

Схема однорядной цепи

Таблица соответствия аналогов приводных роликовых цепей различных стандартов по размерам

ГОСТ 13568-97ISO 606 (DIN 8187) (DIN 8188)ANSI B29.1MШаг*ШиринаШагДиаметр роликаШирина между внутр. пластинамиДиаметр валикаДлина валикаВысота внутренней пластиныТолщина пластиныПоперечный шагРазрушающая нагрузкаВес 1 метра
p X b1pd1b1 mind2LLch2 maxTPtQ minq
ммкН/кгскг/м
2ПР-12.7-31.808В-21/2″ x 5/16″12,78,517,754,4531,033,011,811,613,9232,01,34
40-21/2″ x 5/16″12,77,957,853,9631,032,212,01,514,3828,21,12
2ПР-15,875-45,410В-25/8″ x 3/8″15,87510,169,655,0836,138,614,731,716,5944,51,84
10A-250-25/8″ x 3/8″15,87510,169,45,0838,940,415,092,0318,1144,42,0
2ПР-19.05-6412А-260-23/4″ x 1/2″19,0511,9112,575,9448,851,518,082,4422,7863,62,92
2ПР-19.05-7219,0511,9112,75,9454,418,225,572,03,3
2ПР-19.05-7519,0511,9112,75,9453,418,222,7875,03
2ПР-25.4-11416А-280-21″ x 5/8″25,415,8815,757,9262,767,124,133,2629,29113,45,15
2ПР-25.4-13025,415,8815,887,926824,229,29130,05
2ПР-25.4-14025,415,8815,887,926824,229,29140,05
2ПР-31.75-17720А-2100-231,7519,0518,99,5376,483,130,184,035,76177,07,8
2ПР-38.1-25424А-2120-238.122,2325,2211,196,3101,636,24,845,44254,011,7
2ПР-44.45-34428А-2140-244,4525,425,2212,7103,6109,442,245,6548,87344,815,14
2ПР-50,8-453,632А-2160-250,828,5831,5514,27123,3130,248,266,4558,55453,620,14

Схема однорядной цепи

ГОСТ 13568-97ISO 606 (DIN 8187) (DIN 8188)ANSI B29.1MШагДиаметр роликаШирина между внутр. пластинамиДиаметр валикаДлина валикаВысота внутренней пластиныТолщина пластиныПоперечный шагРазрушающая нагрузкаВес 1 метра
pd1b1 mind2LLch2 maxTPtQ minq
ммкН/кгскг/м
3ПР-12,7-45,408В-312,78,517,754,4544.947.211,811.613,9247,52,03
3ПР-15,875-68,110В-315,87510,169,655,0852,755,614,731,716,5966,72,8
3ПР-19,05-9612А-360-319,0511,9112,575,9471,575,618,082,4422,7895,44,54
3ПР-25,4-17116А-380-325,415,8815,757,9291,796,824,133,2629,29170,17,89
3ПР-31,75-265,520А-3100-331,7519,0518,99,53112,2117,230,184,035,76265,511,77
3ПР-38,1-38124А-3120-338,122,2325,2211,1141,7148,336,24,845,44381,017,53
3ПР-44,45-517,228А-3140-344,4525,425,2212,7152,2158,342,245,6548,87517,222,2
3ПР-50,8-680,432А-3160-350,828,5831,5514,27181,8188,654,317,2565,84840,728,3

Раздел заполняется

Раздел заполняется

Типы соединения

Для облегчения установки и демонтажа цепи применяют соединительные замки. Деталь составлена из двух складывающихся пластинок. В одну из сторон запрессован металлический стерженек (штырь). Производители выпускают модели с разным видом соединения. Например, SRAM Power Link и КМС выпускают байки с соединительным замком. Shimano и Campagnolo изготавливают велоцепи без связующего звена. Замки для односкоростной и многоскоростной цепи различают по способу блокировки. Так, в многоскоростную заклепки «вмонтированы» в конструкцию и не выступают над боковыми пластинами. Современные изобретатели пробуют установить на соединения уплотнения, напоминающие мотоциклетное устройство.

Цепи общего назначения

В эту группу входят стальные круглозвенные цепи нормальной прочности с калибром от 2 до 16 мм со сварным соединением звеньев. Они изготавливаются в соответствии с DIN 763, DIN 5685 Form C (длиннозвенная) и DIN 766, DIN 5685 Form A (короткозвенная) из низкоуглеродистой стали класса 2. Их используют для растяжек, подвесов и в других системах крепления, не работающих в условиях динамических нагрузок и не связанных с подъемом грузов. В домашнем хозяйстве их применяют для привязки животных, подъема колодезной воды изготовления качелей. Цепные ветви, состоящие из длинных звеньев, обладают лучшей подвижностью, но уступают аналогам с коротким звеном в прочности.

Цепи общего назначения - длиннозвенные и короткозвенные

Сравнение короткозвенной и длиннозвенной цепи общего назначения

Маркировка

Компании-производители всегда указывают геометрические параметры цепи, которые наносят на упаковку в 2-3 строки. Надписи помогают узнать соответствие велосипедной цепи количеству передач. Например, cn обозначает, что цепь предназначена для девяти звезд, narrow — на 6-8. Меньшее количество скоростей не указывается. У некоторых производителей можно встретить другое обозначение передач cn: 5-7, 7-8, 11, 12 (цепи Shimano). Маркировка велосипедной цепи указывается в цифрах и латинскими буквами.

Обозначение цифр в маркировке

Чтобы правильно расшифровать надписи, разберем конкретный пример. На коробке указана маркировка:

1/2” X 11/128” – 114 Links

pin length 5.88 mm

Цифры по порядкуЗначение
ПерваяУказывает шаг у велосипедной цепи. Показатель одинаковый у всех моделей (1/2″)
ВтораяВнутренняя ширина звена, связанная с толщиной звездочек
ТретьяЧисло звеньев − 114 links
Число во второй строкеДлина пина (наружная ширина цепи) − 5,88 мм

Маркировка цепей трансформаторов тока (токовые цепи)

Числа, использующиеся для маркировки токовых цепей, разбивают тоже на группы. Так, первая группа маркируется N (A,B,C,) 4**, для маркировки используют номера с 401-499. Следующая значимая цифра определяет номер конкретного трансформатора тока, третья цифра выбирается, исходя из участка цепи от одной точки к другой.

К примеру, обозначение цепей трансформаторов тока типа ТТ имеет следующий вид: 1TT: А 413 – 420 и т.д.

Если монтажная схема конструктивно включает более девяти трансформаторов тока, то используется следующий тип маркировки A (B,C,N) 5* или: 10ТТ: А 501 – 509.

Описанные способы маркировки схем используются для отдельной монтажной единицы, при этом их принцип может повторяться на различных фидерах, и единообразие в обозначениях схем – приветствуется.

Маркировка вторичных цепей: классификация, таблицы, пример

Как выбрать велосипедную цепь – рекомендации

характеристики выбора велосипедной цепи

Главный элемент трансмиссии влияет на состояние и движение байка. Автоматизированная машина маркирует мелкие звенья из прочных материалов, а затем закрепляет их посредством клепки. Покупая необходимую деталь, учтите советы профессионалов:

  1. Выбирайте цепь по совместимости со скоростями и техническим характеристикам.
  2. Изучите маркировку, указанную на упаковке. Цифры и буквы обозначают фактические показатели, качество, подходящую модель велосипеда.
  3. Не рекомендуется приобретать цепочки из алюминия и сплавов мягкого металла. У таких изделий малый ресурс и срок службы.
  4. Прочность цепи можно определить по цвету металла:
  • серый, не имеющий блеска − высокое качество;
  • белый глянцевый − среднее;
  • желто-золотистый оттенок − низкий уровень.
  1. На детских моделях длина одного звена должна быть меньше, чем у взрослого байка. Например, 11,4 мм вместо 12,7 мм.
  2. Обдуманный выбор велосипедной цепи, правильная регулировка, очистка, хранение помогают избежать проблем.

Стандарты, определяющие размеры приводных роликовых цепей

Для стандартизации размеров цепей в разных регионах и странах разработаны собственные Стандарты, которые регламентируют параметры и характеристики не только приводных цепей, но и других видов, а также звездочек для них. Отсутствие единого мирового Стандарта, а также импорт оборудования и техники, накладывает ряд сложностей в подборе цепей по размеру.

Наиболее известные стандарты: ГОСТ (ГОСТ 13568-97 — российский стандарт по приводным цепям, применяемый и в странах СНГ), ISO, DIN (ISO 606, DIN 8187, DIN 8188 – стандарт, применяемый в европейских странах), ANSI (ANSI B29.1M — стандарт, который применяется в США). Все стандарты описывают типы, параметры и размеры цепей, особенности выбора шага цепей и их маркировки, марки стали, а также множество других вопросов. Главным вопросом остается размерный ряд цепей и их соответствие в разных Стандартах (аналоги цепей).

Так как первые стандарты роликовых цепей создавались в дюймовой системе, то ряд размеров цепей соответствует долям дюйма, а уже затем он переводится в международную метрическую систему и указывается в миллиметрах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: