Есть несколько основных параметров, по которым выбирают бензопилу, один из них, шаг пильной гарнитуры. Шаг находится в зависимости от мощности бензопилы, и в значительной степени влияет на скорость реза.
То насколько шаг соответствует мощности, определяет производительность и срок службы бензопилы. Также, от его правильного подбора зависит расход ГСМ.
Понятие шага
Шаг — половина расстояния между соседними хвостовиками или между тремя соседними заклепками.
Существует несколько размеров, 1/4 дюйма — самый маленький, 3/4 дюйма — самый большой и 3/8 и 0,325 — дюймовый, самые популярные.
Шаг — параметр, который имеется не только у гарнитуры, но и у звездочек шины и бензопилы.
Важно! Все три элемента, цепь, звездочка и шина, должны иметь одинаковый параметр шага, в противном случае установка и правильная работа невозможна.
Толщина составляющих звена (хвостов)
На этот элемент бензопилы падает основная часть нагрузки. Для измерения толщины соединяющих элементов цепи, входящих в шину, используют штангенциркуль.
Перечислим стандартные показатели:
- 1,1-1,3 мм — чаще встречаются в изделиях для нечастого домашнего применения и щадящего режима работы. Такая толщина хвостиков подходит для небольших нагрузок.
- 1,5 мм — самый распространенный вариант, встречающийся в бытовых пилах, но неподходящий для трудных задач.
- 1,6-2,0 мм — вариант для сложной работы. Такая ширина хвостиков встречается у профессиональных пил, элементы которых выполнены из особой стали.
На что влияет расстояние между зубьями
В пильной цепи, расстояние между режущими зубьями напрямую влияет на её производительность. Чем больше, тем глубже режущая кромка может врезаться в древесину, при условии правильной заточки ограничителя.
Соответственно на более мощные бензопилы, допустимо устанавливать гарнитуру с большим расстоянием между соседними звеньями и наоборот.
Если на мощную бензопилу поставить пильную гарнитуру ¼ дюйма, то производительность значительно упадет, а нагрузка на двигатель вырастет, т.к. пила будет работать в разнос и превышать максимально допустимые обороты, что в конечном итоге может привести к перегреву и задирам ЦПГ.
И наоборот, установка цепи с большим шагом на слабую бензопилу приведет к тому, что мощности пилы будет не достаточно для нормального распила, конечно, это не повлечет тяжелых последствий, как в первом случае, но работать таким инструментом не комфортно.
Также, от расстояния между звеньями зависит качество и точность реза. Чем дальше друг от друга соседние режущие зубья, тем сильнее вибрация при работе и ниже точность реза. Для более точного реза следует выбирать пильную гарнитуру с меньшим шагом. Этот фактор нужно учитывать тем, кто занимается фигурной резьбой бензопилой по дереву.
Большое влияние шаг цепи оказывает на так называемый «отскок». Чем больше расстояние между зубьями, тем вероятность того, что бензопила отскочит, выше.
Важно! Чаше всего, «отскок» возникает при работе кончиком шины, например, при выполнении внутренних разрезов. В таком случае нужно быть предельно внимательным, вне зависимости от того, с каким шагом используется цепь.
При подборе цепи действует правило, что шаг (расстояние между зубьями) пропорционален мощности, но точность реза находится в обратной зависимости, т.е. чем расстояние больше, тем точность ниже.
Система смазки пильных цепей
От качества смазки цепи и шины мотопилы напрямую зависит надежность и эффективность последней. С целью обеспечения нормальной работы инструмента производители снабжают его масляным насосом, который подает масло на режущую систему через специальные отверстия. За равномерное распределение масла отвечает сама цепь – ее хвостовики, проходя через звездочку, захватывают смазку, которая в результате движения гарнитуры растекается по ней и шине пилы. Нередко для повышения эффективности смазывания в ведущих звеньях с помощью фрезы или сверла выполняются специальные каналы, а в соединительных – дополнительные углубления.
Система смазки мотопилы работает на снижение разрушающего эффекта трения и, конечно же, нагрева. Это значительно увеличивает срок службы как цепной гарнитуры, так и инструмента в целом. Поэтому пользователь должен контролировать процесс смазывания. Если при разгоне цепи на линии распила отсутствует масляный след, это означает, что пила перегревается, а сама цепь может достаточно быстро затупиться, а то и вовсе лопнуть.
С целью повышения смазывающего эффекта мировые производители выпускают масла для пил на органической основе. Стоят они несколько дороже, однако обеспечивают в четверть меньший расход, а при выделении в окружающую среду саморазлагаются в течение нескольких часов.
3/8 или 0,325 что лучше и почему
Определить какой параметр лучше, а какой хуже нельзя, т. к. каждый из них имеет свои особенности и предназначен для цепных пил определенной мощности. В зависимости от того как правильно подобрана пильная гарнитура, производительность инструмента будет иметь разные показатели. Если гарнитура подобрана оптимально, т.е. расстояние между звеньями соответствует рекомендованной мощности, то производительность бензопилы будет максимальной. При неправильном выборе, двигатель будет испытывать перегрузки, способные привести к возникновению неисправностей.
Оптимальные показатели мощности для 0,325 дюйма – 1,8-2 кВт. Именно по этой причине на бензопиле Хускварна 142/137 используются цепи с таким шагом.
Для параметра 3/8, необходим инструмент с мощностью до 3 кВт. В таком случае возникает вопрос, а почему на Штиль 180, с мощностью 1,5 кВт используются цепи 3/8 дюйма. Ответ прост: у бензопил Штиль, мощность не самое главное, большое значение имеет максимальное количество оборотов. Штиль 180 выдает более 13500 об/мин, за счет этого он способен пилить гарнитурой 3/8 дюйма.
Для 0,404 дюйма, оптимальная мощность 4,5 – 5 кВт.
Важно! Указанные значения мощности и шага цепи не несут обязательно характера, пользователь сам вправе выбирать параметры гарнитуры, которую он планирует использовать на бензопиле.
Устройство велосипедной цепи
Любая велосипедная цепка (кроме Half-Link) состоит из нескольких элементов, а именно:
- Внешняя пластина звена.
- Внутренняя пластинка.
- Ролик.
- Втулка (стакан).
- Пин.
- Полное звено цепки.
- Зазор для изгиба в стороны.
1 звено состоит из 2 полузвеньев. Они соединены между собой при помощи пина, помещенного в «стакан». На него надевается ролик. Ролик необходим для удержания на зубьях звездочек велосипеда (куда цепочка и надевается). Длина одного полного звена составляет 1 дюйм, что в переводе на миллиметры 25,4. Длина всей цепки определяется тем, сколько в ней звеньев.
Для взрослого велосипеда с 12 скоростями обычно используется цепку со 126 звеньями. Вариаций множество, количество звеньев варьируется от 110 до 126 штук. Велосипеды для горного спорта (МТБ) используют цепочки на 106 или 108.
Если после покупки выяснилось, что цепочка слишком длинная, ее можно укоротить. Это делается путем разъединения замка (если он есть) и выбиванием пина. После этого все соединяется обратно и устанавливается на байк. Так можно подогнать слишком длинную цепку под свой велосипед.
Как подобрать
В случае, когда необходимо подобрать оптимальный шаг цепи для бензопилы, лучше всего принять во внимание рекомендации производителя и уже основываясь на них выбрать тип пильной гарнитуры.
Если рекомендации производителя не известны, то нужно выбирать по мощности двигателя. Рекомендованные значения, соответствующие определенному шагу, мы предоставили чуть выше.
Важно! При выборе, не стоит забывать, что расстояние между звеньями, это не единственный параметр на который необходимо обращать внимание.
Также стоит подбирать толщину звена, тип режущего зуба, количество звеньев. Производительность в большей степени зависит от угла заточки, глубины реза и формы зуба ограничителя. Чем острее ограничительный зуб, тем выше скорость реза, и ниже его качество.
Ниже предлагаем посмотреть видео о выборе шага цепи бензопилы. В видео рассказано и показано как определить его, для каких бензопил, какой шаг цепи использовать.
Толщина хвостовика ведущего звена
Наряду с шагом и количеством звеньев, которые определяют длину, есть такой параметр, как толщина цепи. Она также очень важна, потому что соответствие пары «шина — цепь» должно строго коррелироваться. Если хвостовик будет слишком толстым, он будет заклинивать в пазу шины либо вообще туда не поместится. Слишком тонкая цепь будет свободно вибрировать в пазу. Это увеличит риск соскакивания и травматизма. Пытаясь компенсировать колебания, неопытный пользователь перетянет цепь, что приведёт к ускоренному износу пильной гарнитуры.
Легче всего измерить хвостовик штангенциркулем. Однако делать это нужно лишь на мало работавшей цепи — сильно потрёпанные экземпляры вырабатываются и стачиваются, и значение может быть снято неверно. Лучше залезть в интернет и почитать характеристики или проконсультироваться в магазине.
Толщина ведущего звена также давно стандартизирована и представлена следующими значениями
Ширина, мм | Ширина, дюймы | Маркировка | Область применения |
1,1 | 0,043 | 1 | Компактные решения, мини-пилы, одноручные варианты с маломощным двигателем |
1,3 | 0,050 | 3 | Большинство бытовых и некоторые полупрофессиональные агрегатов, рассчитанных на длину шины до 40 см и мощностью двигателя до 2,5 лошадиных сил |
1,5 | 0,0578 | 5 | Некоторые бытовые и большинство профессиональных пил с двигателем увеличенной мощности и длиной шины 38 — 50 см |
1,6 | 0,063 | 6 | Профессиональные инструменты различного назначения и мощности |
2,0 | 0,080 | Тяжёлые мощные пилы исключительно для валки леса |
Как узнать
Есть несколько способов узнать шаг цепи:
- Посмотреть значение шага на пильной шине. Производители пильной гарнитуры, обязательно указывают длину шины, ширину паза и шаг ведомой звездочки на хвостовике пильного полотна.
- Измерить расстояние между хвостовиками соседних зубьев или центрами трех соседних заклепок.
- Способ, который подходит для цепей в фирменной упаковке, это посмотреть характеристики цепи на коробке.
На фирменной упаковке цепей Штиль указана исчерпывающая информация о продукции, ознакомившись с которой можно узнать не только расстояние между соседними звеньями, но и тип зубьев, ширину звена, рекомендованный размер напильника для заточки.
Конструкция и элементы приводной роликовой цепи
Отличительной особенностью конструкции роликовой цепи, что и выделяет ее в отдельный вид приводных цепей, является наличие роликов, которые снижают трение цепи о звездочку. Это позволило увеличить КПД этого вида приводных цепей.
В основе конструкции приводной роликовой цепи лежит базовая цепь, состоящая из двух видов последовательно чередующихся звеньев: внутреннего и внешнего. Размеры звеньев по длине подобраны для обеспечения равномерного шага приводной цепи. Соединение осуществляется соединительным или переходным звеном.
Основными элементами роликовой цепи являются пластины (внутренняя и внешняя для внутреннего и внешнего звена соответственно), валик или штифт, соединяющий звенья, втулка и ролик, обеспечивающие скольжение цепи.
Благодаря своей конструкции роликовая цепь имеет большую износостойкость при высоких нагрузках, а также устойчивее к загрязнению. Недостатком конструкции является больший вес за счет дополнительного элемента – ролика.
Таблица цепей для бензопил
В заключение статьи предлагаем ознакомиться с таблицей, в которой указаны технические параметры популярных моделей цепей для бензопил разной мощности.
Основываясь на рекомендации производителя бензопилы и учитывая технические параметры из таблицы, можно узнать модель цепи, которая подойдет для вашего инструмента и не допустить ошибок при покупке.
Рекомендации по продлению эксплуатационного ресурса
Примерный срок эксплуатации фирменной шины равняется суммарному ресурсу 3-х качественных пильных цепей, приводная звездочка меняется по состоянию. Специалисты рекомендуют использовать в работе комплект из нескольких цепей.
Основные факторы досрочного выхода шины из строя:
- инициирующее быструю выработку паза и хвостовиков чрезмерное натяжение цепи или несоответствие ее шага характеристикам венца ведущей звездочки;
- приложение значительных усилий при распиловке твердой или мерзлой древесины;
- греется шина и интенсивно изнашивается из-за отсутствия подачи смазки, вследствие неисправности или неправильной регулировки штатного маслонасоса;
- экономия средств на применении некачественного цепного масла или масляных суррогатов типа отработки.
Форсированный расход ресурса пильной гарнитуры имеет место при попадании в нее грунта или песка, работе новой цепи на изношенном венце ведущей звездочки.
Дополнительно: Бензопила MAKITA EA3202S40B, отзывы владельцев
Размеры и обозначения по ГОСТ 13568-97
Согласно стандарту ГОСТ 1356-97 производятся роликовые одно- и многорядные приводные цепи. Их применяют в составе механических передачах разных машин и оборудования, кроме бурильных установок.
Важными размерами приводных роликовых однорядных цепей ГОСТ являются:
- величина шага;
- диаметр (ролик, валик);
- расстояние между внутренними пластинами;
- значение ширины внутренней пластины;
- предельно допускаемая величина разрушающей нагрузки в кН/кгс.
В таблице приведены значения перечисленных параметров для основных цепей, которые выпускаются согласно требованиям стандарта ГОСТ. Таблица 1 соответствует цепям в однорядном исполнении, а таблица 2 — в двухрядной конструкции.
Таблица №1. Обозначения и размеры цепей приводных роликовых однорядных
Название цепи | Шаг, мм | Диаметр, мм (ролик) | Расстояние между внутренними пластинами, мм | Диаметр, мм (валик) | Длина, мм (валик) | Ширина внутренней пластины, мм | Предельно-разрушающая нагрузка, кгс |
ПР-8-4.6 | 8 | 5 | 3 | 2.31 | 12 | 7.5 | 4.6/460 |
ПР-9.525-9.1 | 9.525 | 6.35 | 5.72 | 3.28 | 17 | 8.5 | 9.1/910 |
ПР-12.7-10-1 | 12.7 | 7.75 | 2.4 | 3.66 | 10.5 | 10 | 10.0/1000 |
ПР-12.7-9 | 12.7 | 7.75 | 3.3 | 3.66 | 12 | 10 | 9.0/900 |
ПР-12.7-18.2-1 | 12.7 | 8.51 | 5.4 | 4.45 | 19 | 11.8 | 18.2/1820 |
ПР-12.7-18.2 | 12.7 | 8.51 | 7.75 | 4.45 | 21 | 11.8 | 18.2/1820 |
ПР-15.875-23-1 | 15.875 | 10.16 | 6.48 | 5.08 | 20 | 14.8 | 23.0/2300 |
ПР-15.875-23 | 15.875 | 10.16 | 9.65 | 5.08 | 24 | 14.8 | 23.0/2300 |
ПР-19.05-31.8 | 19.05 | 11.91 | 12.7 | 5.94 | 33 | 18.2 | 31.8/3180 |
ПР-25.4-60 | 25.4 | 15.88 | 15.88 | 7.92 | 39 | 24.2 | 60.0/6000 |
ПР-31.75-89 | 31.75 | 19.05 | 19.05 | 9.53 | 46 | 30.2 | 89.0/8900 |
ПР-38.1-127 | 38.1 | 22.23 | 25.4 | 11.1 | 58 | 36.2 | 127.0/12700 |
ПР-44.45-172.4 | 44.45 | 25.4 | 25.4 | 12.7 | 62 | 42.4 | 172.4/17240 |
ПР-50.8-227 | 50.8 | 28.58 | 31.75 | 14.27 | 72 | 48.3 | 227.0/22700 |
ПР-63.5-354 | 63.5 | 39.68 | 38.1 | 19.84 | 89 | 60.4 | 354.0/35400 |
ПР-103.2-650 | 103.2 | 46 | 49 | 24 | 124 | 65 | 650.0/65000 |
Пример обозначения:
Для обозначения кратких технических характеристик цепей используется специальная аббревиатура, состоящая из букв и цифр. Рассмотрим на примере, что обозначают цифробуквенные индексы в обозначениях приводных роликовых цепей.
Например, ПР-12.7-900-2
- ПР — указывает, что это однорядная приводно-роликовая цепь;
- 12.7 — величина шага цепи в миллиметрах;
- 900 — значение разрушающей нагрузки в кгс;
- 2 — индекс указывает на исполнение цепи.
В процессе ремонта и обслуживания цепей потребуется приобретение их комплектующих элементов. Для них также предусмотрена своя маркировка. Для однорядной цепи ее составные элементы обозначаются так:
- СПР-12.7-900-2 — звено соединительного типа;
- ППР-12.7-900-2 — звено переходного типа;
- П2ПР-12.7-900-2 — сдвоенное переходное звено.
Таблица №2. Обозначения и размеры цепей приводных роликовых двухрядных
Название цепи | Шаг, мм | Диаметр, мм (ролик) | Расстояние между внутренними пластинами, мм | Диаметр, мм (валик) | Длина, мм (валик) | Ширина внутренней пластины, мм | Предельно-разрушающая нагрузка, кгс |
2ПР-12.7-31.8 | 12.7 | 8.51 | 7.75 | 4.45 | 35.0 | 11.8 | 31.8/3180 |
2ПР-15.875-45.4 | 15.875 | 10.16 | 9.65 | 5.08 | 41.0 | 14.8 | 45.4/4540 |
2ПР-19.05-64 | 19.05 | 11.91 | 12.7 | 5.94 | 53.4 | 18.2 | 64.0/6400 |
2ПР-25.4-114 | 25.4 | 15.88 | 15.88 | 7.92 | 68.0 | 24.2 | 114.0/11400 |
2ПР-31.75-177 | 31.75 | 19.05 | 19.05 | 9.53 | 82.0 | 30.2 | 177.0/17700 |
2ПР-38.1-254 | 38.1 | 22.23 | 25.4 | 11.1 | 104.0 | 36.2 | 254.0/25400 |
2ПР-44.45-344 | 44.45 | 25.4 | 25.4 | 12.7 | 110.0 | 48.87 | 14.40 |
2ПР-50.8-453.6 | 50.8 | 28.58 | 31.75 | 14.27 | 130.0 | 48.3 | 453.6/45360 |
Например, 2ПР-15.875-4540
- 2ПР — указывает, что это 2-хрядная приводно-роликовая цепь;
- 15.875 — значение шага цепи в мм;
- 4540 — величина разрушающей нагрузки в кгс.
Для этих цепей их составные элементы маркируют аналогично, как и для однорядных. Для обозначения комплектующих используют следующую схему маркировки:
- С-2ПР-15.875-4540 — звено соединительного типа;
- П-2ПР-15.875-4540 — звено переходного типа;
- П2-2ПР-15.875-4540 — двойное переходное звено.
Какие цепи используют на автомобильных шинах?
Для обеспечения устойчивости автомобиля при движении на льду, рыхлых грунтах и заснеженных зимних дорогах применяют цепи противоскольжения. Это готовые цепные изделия, которые одеваются на колеса автомобилей и позволяют с легкостью преодолеть даже самые непроходимые участки. Для их изготовления используют высокопрочную закаленную оцинкованную сталь, что гарантирует особую стойкость к абразивному истиранию, надежность и долговечность.
Модельный ряд цепей противоскольжения перекрывает практически все возможные типоразмеры колес. Специальный рисунок цепного протектора типа «лесенка», «ромб» или «соты» обеспечивают оптимальное сцепление с поверхностью и комфортное передвижение.
Типы соединения
Для облегчения установки и демонтажа цепи применяют соединительные замки. Деталь составлена из двух складывающихся пластинок. В одну из сторон запрессован металлический стерженек (штырь). Производители выпускают модели с разным видом соединения. Например, SRAM Power Link и КМС выпускают байки с соединительным замком. Shimano и Campagnolo изготавливают велоцепи без связующего звена. Замки для односкоростной и многоскоростной цепи различают по способу блокировки. Так, в многоскоростную заклепки «вмонтированы» в конструкцию и не выступают над боковыми пластинами. Современные изобретатели пробуют установить на соединения уплотнения, напоминающие мотоциклетное устройство.
Грузоподъемные цепи повышенной прочности
В эту группу входят высокопрочные каленые цепи класса Т(8) с пределом прочности при разрушающей нагрузке 800 Н/мм² и выше. Изготавливаются из круглого стального прутка с диаметром сечения от 4 до 20 мм из высоколегированной стали. Место смыкания колец заваривается электросваркой и обрабатывается от грата. Готовые изделия проходят высокотемпературную закалку для повышения грузоподъемности, усталостной прочности, стойкости к абразивным материалам и чрезмерному трению. Калибровка каждого звена гарантирует высокую точность форм и размеров и позволяет использовать их для работы на звездочках грузоподъемных и тяговых устройств. Технические требования к ним устанавливают стандарты ГОСТ 30188-97 и ГОСТ 25996 (для горного оборудования).
Чем отличаются калиброванные цепи от некалиброванных?
Калиброванная цепь изготавливается из круглой калиброванной стали и имеет высокую точность исполнения в пределах заданного жесткого допуска по шагу, диаметру сечения, ширине звена, внешней и внутренней длине. Предельное отклонение от регламентированных размеров составляет ±3%. Калиброванные цепи после термической обработки обязательно подвергаются растяжению калибровочной нагрузкой для получения заданных предельных отклонений шага и длины отрезка.
Некалиброванные цепи имеют нормированное предельное отклонение ±10%, поэтому предназначены для работы на гладких барабанах или в статических системах крепления.
Где применяются калиброванные цепи?
Откалиброванная цепь применяется в качестве гибкого подъемного и тягового органа цепных конвейеров, элеваторов, лебедок, талей и других механизмов, имеющих зубчатые барабаны или цепные блоки-звездочки. Она работает в составе ковшовых транспортеров, грузоподъемной техники, тяговых и подъемных механизмов с ручным и механическим приводом. Звездочки или барабаны обычно проектируются и изготавливаются таким образом, чтобы гарантировать совместимость с заданным размером и калибровкой цепи для оптимального зацепления.
Примечание:
В качестве грузовых можно использовать цепи обоих видов.
Грузовые и тяговые цепи нормальной прочности
Это изделия с классом качества 2, 2.5, 3.5, 5, 7, 8, с напряжением при минимальной разрывной нагрузке от 240 до 800 Н/мм². Они идут на изготовление цепных строп и используются в составе различных подъемно-транспортных машин и механизмов. С их помощью крепят габаритные и тяжелые грузы на водном и сухопутном транспорте. Используются преимущественно с блоками и лебедками, для обвязки, подвески, подъема и удержания грузов; тяговые — для перемещения грузов. Изготавливаются по ГОСТ 2319 или ТУ (внутренним стандартам изготовителя).
Основные параметры цепей
Нанесение маркировка цепи предполагает наличие следующих параметров:
- Шаг:
- «0,325»– самый распространённый и минимальный размер шага, который используется в полупрофессиональных и бытовых бензопилах с малыми мощностями. Стандартная величина мощности под такой шаг колеблется в пределах от «0,325» до «3л.с.», но не выше «3,5л.с». При работе с таким типом цепи распил проходит более плавно, комфортно, без «порывов» обрабатываемых изделий.
- «0,375» («3/8»)– наносится на бензопилы с мощностью в «4л.с». Такая цепь применяется при распиловке древесины средней и малой толщины.
От значения шага зависит точность и качество создаваемого пропила. В случаях отсутствия важности достижения высокого качества при работе бензопилой иногда особое значение имеет точность реза. Для этого необходимо обязательно учитывать зависимость шага на роспуск древесины по заранее нанесённым разметкам.
- Толщина ведущих звеньев (хвостиков).При работе бензопилы на её цепь
приходится большая часть всех нагрузок. Учитывая это, ещё одной главной характеристикой работы пилы является толщина элементов звена, которое входит в пазы шины. Этот параметр также определяет общую толщину скрепляющих звеньев, которая измеряется с помощью обычного штангенциркуля. К стандартным значениям толщины относят:
- «1,1 мм» («0,043») и «1,3 мм» («0,05»)– используются при производстве цепей начального уровня, которые предназначены для осуществления незначительных объёмов работ. Зачастую при таких значениях толщины звеньев длина шага цепи может составлять «0,325», что предполагает наличие невысоких нагрузок и щадящего режима работы. Поэтому их используют в бытовых и полупрофессиональных аппаратах;
- «1,5 мм» («0,058»)– самая распространённая величина толщины на рынке бензопил и комплектующим к ним. Такое значение способно обеспечить безопасную работу при величине шага в «3/8». Цепь
с толщиной 1,5мм не предназначена для распила профессионального уровня; - «1,6 мм» (0,063) и «2,0 мм» (0,08)– предназначаются для проведения самых сложных работ. Металлом при изготовлении таких цепей служит сталь особых марок, а в конструкцию закладываются характеристики повышенной прочности.
READ Бензопила Мотор Сич 475 Видео Видео
Чем большей будет толщина звена и шире паз шины, тем высококачественнее считается бензопила
, поскольку она способна выдерживать большие нагрузки.
- Глубина реза– является отличительной особенностью производимых цепей и характеризуется высотой профиля режущих зубьев. Измеряется она промежутком между ограничителями и режущей верхней кромкой. На рынке могут быть представлены, как высокопрофильные (0,762 мм), так и низкопрофильные (0,635 мм) виды цепных изделий.
Чем больше высота профиля, тем выше вход в материал (глубина) и скорость распиливания
Высокопрофильные цепи устанавливаются на бензопилы с повышенными мощностями двигателя. Информация о высоте профиля, как правило, прописывается в характеристике к инструменту.
Профиль влияет на возникновение вибраций, вызывающие в последствии изношенность привода либо проблемы при удержании инструмента в руках. При этом чем выше режущие части, тем сильнее будет степень вибрации.
Бытовые типы бензопил оснащаются низким профилем. В полупрофессиональных устройствах могут сочетаться разные варианты типов цепей. Однако в большинстве случаев придерживаются принципа:
В цепи с большим шагом устанавливают низкий профиль, а при шаге «0,325» — высокий
Такими вариациями повышается скорость распила не за счёт шага, а благодаря изменению глубины или высота профиля. Хотя в профессиональных инструментах акцент делают на повышение шага, объясняя это тем, что бензопила
становится более управляемой.
- Геометрия режущих зубьев– профиль может быть двух основных типов:
- чипперный (в народе «серп»)– имеет серповидную форму и отличается высокой производительностью. При эксплуатации легче затачивается и не требует соблюдения чётких углов заточки. Недостаток: риск возникновения высоких нагрузок и ухудшения режущих характеристик;
- чизельный (в народе «семёрка»)– имеет рабочую поверхность прямой формы в виде цифры «7». Применяются в цепях с шагом «0,404» или «3/8» на профессиональных пилах. Главный недостаток чизельных звеньев – сложность заточки режущих элементов и чувствительность к воздействию грязи.
Как определить шаг цепи бензопилы Подбор цепи и другие параметры
- Количество режущих зубьев– определяется как соотношение числа зубьев к количеству направляющих в шине. В бензопилах хорошего производства должны сочетаться два направляющих звена в режущей части инструмента.
- Тип заточки звеньев– напрямую зависит от типа будущих работ. Классические виды бензопил применяются в большинстве своём для поперечного распила деревьев и редко используются для продольного распила. С учётом сопротивления дерева в обоих случаях в цепях может использоваться разный угол размещения звеньев. На строительных прилавках сейчас можно встретить цепи со следующими типами режущих звеньев:
- продольный тип цепи – предполагает распил дерева вдоль его волокон. Угол реза достигает 5-15 градусов.
- поперечный тип – распил ведётся поперёк. Угол реза в цепях составляет 25-35 градусов.
- Длина цепи– зависит от параметров и технических характеристик самой бензопилы: мощности, габаритов и др. При стандартном или нормированном натяжении цепи её длина чаще всего указывается в паспорте.
- Порядок следования звеньев– последовательность расположения звеньев может быть разной:
- стандартный – на каждое режущее звено в цепи приходится два ведущих звена;
- с полупропуском – каждое третье по размещению звено в цепи заменено на так называемое соединительное;
- с пропуском – в местах расположения каждого второго звена для реза устанавливается соединительное.
Зачем нужен пропуск звеньев в цепи? В самих цепях наиболее ценным является качество режущих звеньев, поскольку они изготавливаются по особым технологиям и имеют большую стоимость в отличие от соединительных звеньев. При невозможности укоротить цепь
единственным вариантом удешевления стоимости цепи становится пропуск режущих элементов. В работе цепи с пропусками звеньев показывают сниженную производительность и быстро изнашиваются.
В целом, желая приобрести инструмент для распила древесины с максимальной эффективностью, не поленитесь дополнительно изучить маркировку цепей для бензопил, указываемую также в инструкциях к инструменту.
Sources:
https://stankotec.ru/raznoe-2/kak-uznat-shag-cepi-benzopily-cep-dlya-benzopily-markirovka-i-posobie-dlya-nachinayushhix-po-podboru-cepej.htmlhttps://proinstrumentinfo.ru/markirovka-tsepej-dlya-benzopil/
Подготовительные работы
В пакетном варианте изготовления ножа из цепи, изделие подойдёт от различных механизмов: мотоцикла, автомобиля, велосипеда или бензопилы. Определившись со способом изготовления, необходимо подготовить инструмент и материалы:
- наковальня, два молота – большой и малый;
- печь или горн;
- тиски, УШМ с дисками различного назначения;
- тетраборная кислота (бура);
- гидравлический пресс;
- шлифовальный станок;
- сварочный аппарат, стальная цепь;
- пластина высокоуглеродистой стали;
- моторное масло и ёмкость с водой;
- дрель, деревянный брусок, эпоксидный клей;
- малярный скотч, наждачка разного зерна;
- пропитка для рукояти из натуральных масел.
Нож из цепи. Инструменты и материалы носят профессиональный характер. С самого начала озвучивалось – работа для опытных мастеров. Начинающим, не следует пробовать этот материал. Экспериментировать необходимо начинать с простых заготовок.
Инструкция по изготовлению ножа из цепи
Отличительной чертой процесса пакетной ковки, является работа с несколькими пластинами металла. Имея всё необходимое, нужно приступить к первичной проковке клинка:
- Отрезным кругом на УШМ, разрезаем цепь на несколько одинаковых по длине кусков. Сложив их в единую форму, при помощи сварки, «прихватываем» для получения цельной заготовки.
- К получившемуся прямоугольнику приваривается пруток, для удобства удержания. Разогрев печь, укладываем заготовку в неё и греем до 1100-1200 °С.
- Металл, достигнув ярко-красного оттенка, вынимаем и обильно посыпаем бурой. Это позволит надёжнее скрепить куски цепи между собой и избавиться от пустот в звеньях. Отправляем в печь для дальнейшего разогрева.
- Вынимаем в очередной раз, посыпаем бурой и быстро перемещаемся к прессу. При его помощи постепенно сжимаем заготовку со всех сторон. Следим за температурой, деталь остыла – опять в печь. Процесс, проделанный прессом, поможет избавиться от пустот в заготовке и сварить её кузнечной сваркой в монолит.
- Убедившись в достаточном сваривании, большим молотом расплющиваем заготовку в одну пластину. Остужаем изделие на воздухе, отрезаем с помощью УШМ пруток. И этим же инструментом располовиниваем пластину.
- Промеж получившихся половинок прокладываем углеродистую сталь, просыпав слои бурой. Аккуратно «прихватываем» сваркой, пруток возвращаем на место. Помещаем в печь, и греем до ярко-красного оттенка. Вынув пластины, проковываем большим молотом. Пластины должны свариться между собой ковочным методом.
Ножи из цепи бензопилы.
Наиболее распространенные размеры
При выборе байка учитывают 3 главные величины, значения которых указывают на различия между велоцепями.
- Расстояние между пинами (шаг).
Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, т.к. по ГОСТу на всех современных двухколесных транспортных средствах стандартный шаг равен 12,7 мм (1/2”).
- Ширина цепи.
Норматив определяется замером между внутренними плоскостями пластин. Самые распространенные размеры по ширине (мм):
- одна скорость − 8,7-11;
- 7 скоростные кассеты − 7,3;
- 11 звезд в кассете − 5,5.
Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и шириной велосипедной цепи.
- Длина.
Для комплектации трансмиссии велосипеда чаще всего изготавливают цепи из 110-118 звеньев. Для 12-скоростной кассеты показатель увеличивается до 126 звеньев. Величина связана с типом велосипеда. Например, на обычные горные модели потребуется 106-108 звеньев; на новые найнеры − 112. Рабочую длину можно определить самостоятельно.
Для Дабл или Трипл системы:
- открыть замок (сжать руками одно звено навстречу другому, покачивая из стороны в сторону);
- не продлевая цепь через переключатели, надеть спереди и сзади на самую большую звезду;
- соединить в замкнутый круг, добавив 1-1,5 звена.
Такой замер актуален, если на велосипеде установлены 2 или 3 звездочки.
Если установлена Сингл система (одна звезда спереди и 9-11 сзади), длину цепи увеличивают на 2 звена.