Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

Сцепление является важным компонентом в работе любой пилы, и чтобы быть уверенным в его функционале – нужно периодически его снимать и приводить в порядок, заменять на новое. Как снять сцепление на бензопиле любой из популярных марок – мы и расскажем вам далее. Рассматриваемая деталь любой пилы, будь это Гудлак, Партнёр или Хускварна, подвергается огромным нагрузкам. Специфика его центробежной системы подразумевает автоматическую реакцию при изменении оборотов коленвала. К тому же, оно напрямую связанно с замедлением и торможением цепи. Производимую проверку мы подкрепляем качественным видео, после просмотра которого, ремонт этой части уже будет вам не страшен, нужно снять элемент с китайской или пилы другого производителя. Запчасти на бензопилу любого уровня и производителя мы всегда представим в магазине КосиКоса, а то, как поменять их – расскажем в наших информационных статьях.

Необходимый инструмент

Принципиальное устройство этого элемента на всех современных бензопилах одинаково. Однако техническое исполнение отличается, потому для разных брендов и моделей может потребоваться разный инструмент.

Для снятия сцепления на всех бензопилах требуется:

  • Отвертка для снятия с вала стопорного кольца крышки с шестерней,
  • В зависимости от модели, потребуется обычный гаечный ключ для откручивания самого центробежного механизма (барабана), или ключ с двумя шплинтами типа того, которым закручивают гайки на болгарке.
  • Стопор требуется для того, чтобы зафиксировать вал маховика (коленвал), на котором закручен центробежный механизм.

Коленвал стопорят, фиксируя поршень в цилиндре с помощью прутка из мягкого металла или веревки с завязанными узелками.

Жесткий металл использовать нежелательно, он может повредить поршень. Слабые материалы типа пластика использовать также нельзя. Они могут сломаться, выкрошиться и попасть в окна цилиндра, полость карбюратора или картер. Тогда потребуется полная разборка двигателя, чтобы их оттуда извлечь, а это ненужные проблемы.

Нет съемника? Тогда используем веревку в качестве стопора

Самый распространенный вариант стопора – кусок веревки. Откручивают свечу, поршень подводят ближе к верхней мертвой точке (ВМТ), в свечное отверстие вставляют и уплотняют кусок веревки. Поршень мягко фиксируется, при этом вал, на котором закручена корзина муфты, не прокручивается, что позволяет раскрутить резьбовое соединение.

Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

Инструкция по эксплуатации бензопил марки Husqvarna

Для того, что продлить сроки эксплуатации бензопилы и уменьшить износ ее основных деталей, необходимо внимательно изучить и придерживаться всех советов, указанных производителем в руководстве по применению. Ниже перечислим ряд наиболее распространенных вопросов, связанных с эксплуатацией китайской и шведской бензопилы производства Husqvarna, и дадим детальные ответы на них.

Какой бензин заливать в бензопилу Хускварна?

Чтобы приготовить заправочную смесь для бензопил Хускварна, следует использовать топливо марки АИ-92. Крайне редко в инструкциях по эксплуатации к более новым моделям данной марки указывается, что для приготовления смеси можно использовать 95-ый бензин.

Как показывает практика, лучше этого не делать, так как страна-производитель садовых инструментов Хускварна – Швеция, бензин в которой гораздо лучше по качеству, чем в странах постсоветского пространства.

Какое масло подходит для бензопилы Хускварна?

Запчасти в конструкции бензопил компании Husqvarna могут прослужить достаточно длительное время при условии, что владелец инструмента не будет экономить на моторном масле.

Для разбавления заправочной смеси можно использовать масло на основе минералов или синтетики. Второй вариант всегда будет стоить дороже, но и эффект от его применения будет в разы лучше.

Соотношение бензина и масла для бензопилы Хускварна

На соотношение используемого бензина и масла влияет мощность имеющейся в распоряжении бензопилы. Если мощность инструмента меньше 2 л. с., – то пропорция бензина и масла будет составлять 1:40. Иными словами, в 1 литре горючего нужно разбавлять 25 мл моторного масла. Если мощность бензопилы Husqvarna составляет более 2 л. с., то разводить бензин для бензопилы Хускварна потребуется в пропорции 1:50, то есть, в 1 литре топлива разбавлять 20 мл масла.

Правильная обкатка бензопилы Хускварна

  1. Заведите бензопилу и дайте ей поработать в течении 2–3 минут. При этом распиливать ветки или бревна категорически запрещено;
  2. После этого переходите к спиливанию мелкие сучья;
  3. Еще через полчаса можно начинать распиловку крупных бревен.

Обязательно придерживайтесь указанных инструкций – это поможет вам продлить сроки эксплуатации мотора и карбюратора.

Примеры демонтажа на самых распространенных инструментах

Все бензопилы имеют одинаковую конструкцию сцепления, существенные отличия есть только у двух известных брендов: Штиль и Хускварна, а все другие пилы имеют похожую конструкцию либо на первый, либо на второй бренд.

Как снять сцепление на примере бензопилы Штиль 180

Демонтаж барабана сцепления на бензопилах Штиль 170, 180 имеет свою специфику и несколько отличается от такой же операции на других марках. Кстати, также рекомендуем почитать чем отличаются 170 и 180 модели, в статье раскрыты самые интересные отличия, которые и не видны с первого взгляда.

Конкретно: на этих Штилях тонкий шатун коленвала, несущий поршень. При жёстком стопоре поршня и сильной нагрузке на вал, при откручивании шатун может легко сломаться. Вместе с тем, резьба гайки барабана на этих моделях откручивается, как правило, легко.

Поэтому стопорить поршень веревкой или жестким прутом не обязательно. Вместо стопора поршня оставляют закрученной свечу зажигания, что затрудняет ход поршня. Гайку откручивают торцовым ключом с приводом от пневмо – или электрогайковерта при больших оборотах ключа. При этом в камере сгорания образуется сильное сжатие воздуха, ход поршня затруднен, и высокие обороты гайковерта позволяют открутить резьбу.

На Штилях и на большинстве моделей других брендов резьба корзины откручивается по часовой стрелке (левая резьба). Такие обратные резьбы применяются на деталях, которые при работе вращаются против часовой стрелке. Левая резьба в этих случаях позволяет избежать раскручивания и обеспечивает «самозатяг» резьбы во время работы.

Когда нет гайковертов, корзину откручивают ударами при вкрученной свече. В окно центробежного механизма ставят пруток, по нему бьют молотком. Как правило, двух-четырех ударов достаточно, чтобы сорвать резьбовую затяжку с места.

Конкретно процесс откручивания «ударным способом» на Штиль 180 показан на видео:

Порядок разборки очень простой и состоит всего из 4 шагов, знакомьтесь, пошаговая инструкция с фото:

  1. Снимается крышка на корпусе бензопилы, закрывающая шину.

    Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

  2. Снимается стопорное кольцо (поз. 2 на фото) с вала (поз. 3 на фото), фиксирующее крышку барабана с шестерней (поз. 1 на фото).

    Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

  3. По часовой стрелке срывается закрутка резьбы одним из вышеописанных способов (ключом, ударами).

    Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

  4. Корзина откручивается по резьбе до конца от руки и снимается.

    Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

Сборка проводится в обратном порядке. Перед сборкой на игольчатые подшипники наносят специальную смазку – несколько капель масла или специальную густую смазку.

Что нужно знать, чтобы поменять на Штиль 250?

На всех бытовых бензопилах Штиль, сцепление имеет идентичную конструкцию и соответственно снимается одинаково, например на моделях 180 и 250 даже визуального отличия нет. Поэтому, если нужно снять сцепление с бензопилы Штиль 250, читайте алгоритм выше про 180 модель, он также применим и к этой модели.

Нюансы замены на бензиновых пилах Хускварна

При одинаковых принципах работы, техническое исполнение сцепления на Хускварна отличается от Штиля и некоторых других брендов.

  1. Крышка барабана с ведущей звёздочкой расположены не сверху механизма, как у Штилей, а под эксцентриковым механизмом (корзиной). Поэтому для замены этой детали снимают всю корзину. (На Штиле эта крышка сверху, для замены достаточно снять стопорное кольцо и не снимать весь барабан).
  2. На Хускварне не предусмотрен шестигранник в форме гайки для откручивания корзины эксцентрикового механизма шестигранным ключом. Вместо этого есть отверстия под шплинты ключа типа тех, которыми закручивают гайки «обезьянки».

В профессиональных сервисах и мастерских для демонтажа корзин Хускварна используют специальные щупы для стопора поршня и ключи-втулки с двумя шипами раскрутки и закрутки резьбы.

Такой инструмент стоит недешево. И для разовой работы в условиях домашней мастерской приобретать его нет смысла. Поэтому поршень стопорят веревкой вышеописанным способом.

Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

Для откручивания используют подходящий по размеру ключ от обезьянки с двумя шипами или шину самой бензопилы. В конце шины, который скрывается под крышкой, есть два поперечных отверстия, расположенные перпендикулярно регулировочному пазу. По расположению они совпадают с размерами отверстий для откручивания корзины. В отверстия шины вставляют два винта, фиксируют их гайками. По диаметру винты должны входить в отверстия механизма. В итоге получается ключ с двумя шипами и мощным рычагом.

Наглядно использование шины Хускварна вместо специального ключа показано на видео с 2 мин 35 секунды. Комментарий на иностранном языке, но процесс понятен.

Такие специальные отверстия есть не на всех пильных шинах. Однако их можно просверлить. Причем не только на шине, но и на полосе металла толщиной 3-5 мм. Таким способом можно сделать подходящий ключ для снятия/установки этой детали. Здесь главное – точно размерить и просверлить отверстия, чтобы они совпадали с отверстиями на барабане.

На всех бытовых бензопилах Хускварна, сцепление имеет идентичную конструкцию и соответственно снимается одинаково, например на моделях 137 и 142 даже визуального отличия нет.

Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

Как открутить на китайских пилах вроде Хутер, Партнер, Карвер?

Самые существенные отличия в техническом исполнении сцепления и способах демонтажа между немецкой Штиль и шведской Хускварна. Они описаны выше.

Десятки других брендов, в том числе Партнер, Хутер, Карвер исполнены как варианты этих двух основных брендов.

Могут отличаться размеры гаек, шаг резьбы на валу, диаметр самих корзин, расстояние между отверстиями под спецключ, стопорные кольца и способы их фиксации, форма и расположение пружин. Но в целом устройство и способы снятия корзин всех современных бензопил идентичны.

Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

Как снять сцепление с бензопилы: подробный отчет

Процесс ремонта муфты сцепления слагается из таких операций:

  • демонтировать цепную гарнитуру, заслонки аэрофильтра и самого сцепления;
  • стопорить коленвал — для этого достаточно просто выкрутить сечу зажигания;
  • открутить сцепление специальным ключом сильными движениями по или против часовой стрелки (у разных моделей пил может быть как левая, так и правая резьба). Обычно инструмент для того, чтобы снять муфту, входит в комплектность бензопил;
  • перейти к отсоединению барабана и звездочки;
  • если при осмотре муфты сцепления обнаружилась одна или несколько треснувших пружин (их может быть несколько, например, у бензопил «Хускварна» — 3 ед.) – нужна замена пружины, вышедшей из строя, на новую;
  • собрать сцепление на бензопиле, поставить его на место и вкрутить. Не забывайте, что коленвал все еще должен быть неподвижным;
  • агрегировать на пилу снятые детали в последовательности, обратной разборке;
  • зафиксировать муфту – ручку дополнительного торможения направить вперед, запустить прибор и осторожно убрать с инерционного тормоза.

Устройство и принцип работы

Корзина сцепления современных бензопил – удачное и простое техническое решение. Вполне отвечает всем требованиям к такому узлу:

  • автоматически, без специального включения оператором передает крутящий момент от двигателя к шестерне цепи на оборотах выше холостых,
  • не движет цепь на холостых оборотах,
  • защищает двигатель в случае, если цепь зажало в древесине (сцепление пробуксовывает, двигатель при этом не глохнет и не клинит).

Сцепление имеет два основных узла:

  • Центробежный механизм с пружинами.
  • Внешнюю крышку с шестерней привода цепи.

Именно через взаимодействие этих узлов сцепление автоматически включается при повышении оборотов.

Разбираемся, как снять сцепление на бензопиле, на примерах самых известных брендов: Штиль, Хускварна, Партнер

Центробежный механизм закреплен на резьбе коленчатого вала. При низких (холостых) оборотах он вращается, не касаясь ведомой внешней крышки с шестерней. При повышении оборотов центробежная сила раздвигает сегменты сцепления. Они прижимаются к внешней крышке с шестерней и начинают вращать её, сцепляясь с ней за счет силы трения. Цепь начинает двигаться.

При понижении оборотов пружины возвращают (сжимают) сегменты в прежнее положение, между крышкой и ними возникает зазор, цепь останавливается.

Особенности такой конструкции – износ сегментов центробежного механизма и внутренней поверхности внешней крышки за счёт трения.

Износ ускоряется при ошибочном включении в работу на высоких оборотах с включенным защитным тормозом.

Тоже происходит при частых зажимах цепи в древесине. При этом вал крутится на высоких оборотах. Сегменты раздвинуты под действием центробежной силы, прижаты к внутренней поверхности внешней крышки. То есть сцепление включено в рабочий режим. При таких оборотах сегменты и крышка с шестерней должны вращаться вместе, синхронно, а цепь двигаться. Но на тормозе и при заклинивании сцепление пробуксовывает, между сегментами и внутренней стороной крышки усиленное трение, перегрев и износ.

Пространство между внутренней стороной крышки и центробежным механизмом должно быть чистым. Попадание грязи приводит к некорректной работе – тяжелый ход цепи, прокрутка цепи на низких оборотах.

В этом узле есть игольчатые подшипники, которые требуют регулярной смазки. Регламент их обслуживания, как и сцепления в целом, прописан в инструкции по эксплуатации к каждой конкретной марке бензопилы.

Бензопилы Хускварна – модельный ряд шведской компании

Компания Хускварна известна огромным ассортиментом представленных на рынке фирменных бензопил. Предлагаем вашему вниманию обзор бензопил Хускварна с подробным описанием наиболее популярных моделей.

Husqvarna 61

Эта бензопила Husqvarna эффективно и быстро спиливает старые толстые ветки и помогает заготовить большое количество дров. Технические параметры этой популярной модели включают:

  • Мощность – 3,9 л. с./2900 Ватт;
  • Размер штатной шины – 45 см;
  • Резервуар для пополнения горючего – 750 мл;
  • Масляный резервуар – 400 мл;
  • Вес в готовом к применению виде – 6,6 кг.

Данная бензопила Хускварна обладает небольшими размерами, благодаря чему для ее транспортировки подойдет даже небольшая сумка.

Husqvarna 136

Эта полупрофессиональная бензопила Husqvarna применяется преимущественно в целях ухода за большими садовыми территориями. Технические характеристики данной бензопилы Хускварна включают:

  • Мощность – 2,2 л. с./1600 Ватт;
  • Длина шины з комплекта – 45 см;
  • Резервуар для пополнения топлива – 410 мл;
  • Масляный резервуар – 175 мл;
  • Вес в эксплуатационном виде – 4 кг.

В основу конструкции данной бензопилы Husqvarna вложена кованая поршневая группа, что существенно повышает износостойкость и увеличивает выносливость модели.

Husqvarna 235

Эта профессиональная бензопила Хускварна получила высочайший спрос благодаря грамотно продуманной конструкции и сбалансированности. Технические параметры данной модели Husqvarna включают:

  • Мощность – 1,7 л. с./1300 Ватт;
  • Размер заводской шины – 30 см;
  • Резервуар для пополнения горючего – 300 мл;
  • Резервуар для смазочного состава – 200 мл;
  • Эксплуатационный вес – 3,5 кг.

Скромные размеры бензопилы позволяют легко поместить ее в кейс для перевозки.

Бензопилы Husqvarna 257 XP и Husqvarna 455 Rancher

Эти бензопилы Хускварна на отлично справляются с распиловкой небольших бревен и спиливанием старых сучьев. Эксплуатационные параметры бензопил описаны ниже в таблице.

Модель бензопилыHusqvarna 257 XPHusqvarna 455 Rancher
Мощность3,7 л. с./2700 Ватт3,5 л. с./2600 Ватт
Размер штатной шины45 см45 см
Резервуар для пополнения топливной смеси600 мл440 мл
Резервуар для смазочного состава350 мл320 мл
Масса в готовом к использованию виде5,5 кг6,1 кг

Мощности этих моделей вполне достаточно для того, чтобы собственноручно изготовить ледобур из бензопилы или другие полезные хозяйственные агрегаты.

Бензопилы Husqvarna 262 XP и Husqvarna 576 XP

Эти бензопилы Husqvarna изначально предназначены в целях применения в наиболее тяжелых условиях и легко справляются с распиловкой довольно толстых брусьев и длительным спиливанием больших деревьев. Конструктивные параметры данных агрегатов описаны ниже в таблице.

Модель бензопилыHusqvarna 262 XPHusqvarna 576 XP
Мощность4,7 л. с./3400 Ватт5,6 л. с./4200 ватт
Размер штатной шины50 см50 см
Резервуар для пополнения горючего600 мл700 мл
Масляный резервуар300 мл400 мл
Масса в готовом к применению виде5,8 кг7,2 кг

Каждая из этих бензопил Husqvarna снабжена выносливым 2-таткным мотором цепным тормозом и регулируемым масляным насосом.

Бензопилы Husqvarna 268 и Husqvarna 562 XP

Основная область применения этих бензопил – интенсивная валка леса и строительство. Параметры моделей описаны в таблице.

Модель бензопилыHusqvarna 268Husqvarna 562 XP
Мощность4,4 л. с./3200 Ватт4,7 л. с./3500 Ватт
Размер заводской шины45 см45 см
Резервуар для заливки горючего600 мл650 мл
Резервуар для масла270 мл290 мл
Масса в готовом к работе виде5,7 кг6,3 кг

В каких случаях требуется замена?

Чаще всего снимают для замены в случае износа зубцов ведущей шестерни и стенок.

Другие случаи, когда требуется снятие всей корзины:

  • сцепление не выключается, зазор между центробежным механизмом и внешней крышкой забит опилками и грязью вперемешку с маслом, цепь крутится на холостых оборотах, прочистить без съема не удаётся.
  • изношены, стерты или сломались и требуют замены детали (пружины, сегменты) или вся корзина.
  • сцепление заклинило по разным причинам (посторонние предметы, грязь, поломка деталей, разрушение или изменение положения пружин).
  • при полной разборке двигателя.

Отзывы владельцев

Владимир Хлестов, 44 года, Армавир

«После полугода эксплуатации цепь на бензопиле стала крутиться постоянно. Решил, что проблемы с холостым ходом. Никакие регулировки карбюратора не помогли. В мастерской разобрали – оказалось лопнула пружина на муфте. Поменяли все за 10 минут, а я два месяца не мог найти неисправность. Главное – правильная диагностика неисправности.»

Ярослав Неделько, 31 год, Винницкая область

«Распиливаю в основном твердые породы древесины. Достаточно часто приходится точить цепь, да и ведущая звездочка изнашивается. Первый раз снимал сцепление – пришлось попотеть. Металл наглухо прикипел – не откручивается. Побрызгал керосином — не помогло. Только после использования в Дешки удалось сорвать. А все потому, что масло где-то протекало, вот и приварилась муфта к звездочке. Я так думаю.»

Андрей Косоглазов, 23 года, Приморский край

«После трех месяцев эксплуатации бензопилы в звездочке появился продольный паз – все работает, а цепь не вращается. Сказали, что проблема в сцеплении. Разобрать его совсем не трудно, главное найти съемник и не забывать, что гайка муфты имеет левую резьбу. Короче, открутил и поменял все без проблем. Работает отлично, и ничего там сложного не было, только аккуратно надо.»

Почему люфтит корзина сцепления?

Люфт корзины возможен по 2 основным причинам.

  1. Сорвана резьба на валу, разбилась посадочная шейка вала или внутреннее посадочное отверстие на самой муфте. В таких случаях люфтит (болтается, покачивается) вся корзина относительно посадочного вала. Вал при этом неподвижен (не люфтит).
  2. Разбился подшипник коленвала, люфт появился на самом посадочном валу. При этом сама корзина относительно вала остается неподвижной.

Во всех таких случаях, кроме одного, требуется капитальный ремонт двигателя с полной разборкой, заменой подшипника или всего коленвала. Исключение составляет случай, когда посадочный вал, подшипник, коленвала, резьба исправны, но поломаны, стерты или изношены детали узла. В этом случае не требуется ремонт коленвала и подшипника с полной разборкой двигателя. Меняют только детали сцепления или всю корзину полностью.

Причины неисправностей

При регулярной и интенсивной работе, а также после попадания грязи на движущиеся элементы бензопилы муфта постепенно изнашивается. В отличие от цепи замена и профилактика требуется гораздо реже. Распространённые неисправности, требующие ремонта:

  • Повреждение пружины. Она может быть представлена витковым типом или стальной пластиной. Деформации на этом элементе появляются из-за растяжения, механических повреждений. Требуется снятие барабана.
  • Повреждение и износ барабана. Определить такую неисправность можно по внешнему виду механизма сцепления – на нем имеются сколы, трещины и повреждения. Синий оттенок поверхности металла может говорить о перегреве.
  • Выработка муфты. Как правило, изнашиваются резьбовые соединения или растягиваются пружины. Требуется полная замена всей муфты.
  • Износ звездочки. Замена и коррекция звездочки – плановая работа, которая является частью обслуживания бензопилы.

Продолжительность эксплуатации сцепления зависит не только от качества комплектующих, но и правильного использования бензопилы. Следует избегать закусывания цепи в древесины, использовать старое и отработанное масло. Помимо этого, не рекомендуется увеличивать обороты при включенном ручном тормозе. Определить дефекты механизма легче всего во время пиления небольшой заготовки. Если наблюдается снижение скорости вращения цепи или ее остановка, нужно проверять внутренние части инструмента.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: