Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений(СГП или СГЗП) и тары на подъемных сооружениях

Указываемый на бирках такелажных и грузоподъёмных изделий срок хранения и реальный срок их эксплуатации – это не одно и то же. Срок эксплуатации, например, текстильных стропов в одну смену составляет полтора месяца, при этом заявленный срок годности данных изделий – полгода. У стропов других видов эти показатели также не совпадают. Объясняется это тем, что в процессе использования канатных, цепных или текстильные стропов, на них могут появляться те или иные повреждения. Именно они (а не условная дата или личные предположения на основе анализа технических характеристик изделий) должны стать для специалистов критерием прихода оборудования в негодность.

Принципы правильной эксплуатации стропов

Заметно продлить срок службы стропов и, соответственно, значительно снизить траты на их постоянное приобретение поможет чёткое выполнение следующих рекомендаций по эксплуатации приспособлений:

  • необходимо использовать стропы строго по назначению. Ни при каких условиях нельзя допускать применение грузового стропа в качестве, например, страховочного, использовать его для непосредственного подъёма людей;
  • в зависимости от характера перемещаемого груза, логично менять и вид используемого стропа. Для грузов, требующих бережного отношения, правильнее использовать строп текстильный, для перемещения раскалённых ёмкостей с металлом единственно возможным будет применение цепного стропа;
  • не допускайте превышение грузоподъёмности, указанной для каждого конкретного стропа;
  • уделяйте внимание правильной строповке перемещаемого объекта во избежание повреждения оборудования и срыва самого груза;
  • не допускайте применения чалок для высвобождения сильно примёрзших или где-либо застрявших грузов, так как динамические нагрузки могут стать в этом случае критическими для стропа;
  • если груз имеет угловатые или даже острые грани, недопустимо использование тросовой чалки без применения защитных рукавов или специальных подложек. Данные меры уберегут строп как от механического повреждения о край груза, так и от заломов под острым углом, выправить которые достаточно сложно;
  • ни в коем случае нельзя использовать стропы для перетаскивания груза по поверхности без отрыва от неё. Распространяется это правило на грузы любого характера, любого, даже минимального веса;
  • несмотря на то, что стропы в принципе не подлежат ремонту, рекомендуется следить за состоянием такелажного оборудования и при возможности устранять незначительные его повреждения и дефекты. К примеру, если строп оснащён зажимами, очень уместным будет периодический контроль за правильным расположением их пластин, крепёжных болтов и гаек;
  • использовать в работе разрешается только стропы, имеющие идентификационную бирку. Она выступает обязательным условием качества и безопасности такелажного изделия.

Продление срока службы строп

Стропа 3 ветвевая

Мероприятия по продлению срока службы продукции можно условно поделить на следующие виды:

  • Соблюдение требований эксплуатации;
  • Грамотное хранение;
  • Соблюдение сроков годности изделий.

На длительность использования продукции наибольшее влияние оказывает правильная эксплуатация. Чтобы максимально увеличить этот показатель, следует четко соблюдать правила эксплуатация строп:

  • Использовать продукцию по назначению. Для работы с раскаленными заготовками и емкостями, наполненным расплавленным металлом следует применять цепные стропы. Для грузов с острыми краями наиболее подойдут канатные и текстильные изделия. Для работы в экстремально низких температурах предназначены специальные такелажные приспособления в исполнении ХЛ;
  • Избегать превышение допустимой грузоподъемности. Несоблюдение данного требования влечет за собой растяжение тросов, деформацию звеньев цепи, нарушение структуры свивки;
  • Не использовать способы строповки, непредусмотренные конструкцией. Чаще всего причиной срыва груза и повреждения тросов становится неправильная строповка. Для работы с грузом рекомендуется использовать монтажные петли (при наличии);
  • Исключать прямой контакт чалки с углами грузами. Рекомендуется использовать специальные подложки, защищающие чалки от повреждения острыми кромками грузов. В противном случае при работе с канатными стропами могут возникнуть деформации, не подлежащие устранению;
  • Не применять такелажные приспособления для работы с примерзшими или застрявшими грузами. Под действием динамических нагрузок увеличивается риск повреждения тросов и канатов;
  • Не перемещать товары без отрыва от поверхности;
  • Важно учитывать гарантийный срок эксплуатации;
  • Не применять для страховки людей;
  • Своевременно обслуживать стропы – устранять некритические повреждения и восстанавливать работоспособность крюковых замков, устранять дефекты с поверхностей коушей, проверять наличие крепежных элементов (при работе с зажимами DIN 1142 или DIN 741). На используемых чалках должны присутствовать соответствующие бирки. Раз в 10 дней необходимо осматривать стропы и делать соответствующие записи в журнале осмотра ГЗП.

Принципы правильного хранения стропов

Хранение любого вида грузоподъёмных стропов выстраиваться в строгом соответствии со следующими принципами:

  • перед отправкой стропов на хранение необходимо очистить их от загрязнений, цепные стропы рекомендуется смазать;
  • хранение должно осуществляться в пределах специально оборудованных площадок, надёжно защищённых от атмосферных осадков. Нельзя допускать, чтобы стропы напрямую контактировали с раскалённым металлом, нефтепродуктами, химикатами и краской;
  • стоит исключить соседство грузоподъёмных и такелажных приспособлений с прямыми источниками тепла во избежание, например, оплавки синтетического материала ленты стропа;
  • хранить изделия желательно на просторных стеллажах, выполненных из нержавеющего материала. Стеллажи должны быть поделены на маркированные ячейки, а ячейки, в свою очередь, могут быть сгруппированы по типу, длине, исполнению и грузоподъёмности стропов;
  • стропы, имеющие значительный вес, хранятся отдельно от другого инструмента и оборудования на деревянных подставках. Принципиально, чтобы подставки эти были чистыми и сухими;
  • лёгкие стропы эргономичнее хранить в подвешенном состоянии;
  • находящиеся на хранении стропы должны осматриваться и испытываться с регулярностью, определённой нормативными документами.

Как правильно хранить

Стропы цепные

Необходимо предусмотреть место для хранения грузозахватных приспособлений, защищенное от негативного воздействия внешних факторов – воздействия раскаленным металлом, загрязнения химическими веществами, механических повреждений. Хранить стропы следует в подвешенном виде либо на специальных стеллажах. Особенно это касается канатных изделий. Если стропы будут находиться на земле в скрученном виде, это может вызвать их преждевременный выход из строя.

Не рекомендуется располагать грузовые стропы вблизи источников тепла (доменных печей, отопительного оборудования). Синтетические изделия могут оплавиться. Смазка, содержащаяся в сердечнике каната, будет выступать наружу и быстрее расходоваться в процессе эксплуатации чалок. Это может стать причиной возникновения сухого трения проволок и появления ржавчины, способных повлечь быстрый износ и разрыв изделий.

Техническое освидетельствование стропов

Техническое освидетельствование стропов подразумевает под собой их регулярный осмотр и проверку технического состояния. Результатом освидетельствования становится как допуск оборудования в работу, так и выбраковка непригодных для использования образцов.

Грузозахватные приспособления должны допускаться в работу, исходя не только из внешней оценки их целостности и пригодности. Основополагающим должно стать соблюдение рекомендаций по их технической и функциональной проверке, изложенных в следующих документах:

  • ФЗ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения»;
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.

Данные рекомендации учитываются при составлении узкоспециализированных инструкций испытаний для того или иного вида стропов.

Приложение А

к Типовой инструкции по безопасной эксплуатации текстильных ленточных стропов (РД 220-14-98)
Форма паспорта стропа
Разрешение (лицензия) на изготовление стропа
№ __________________________

от « ___ » __________ 200 _____ г.

Наименование и адрес органа, выдавшего разрешение на изготовление стропа

(наименование стропа)
ПАСПОРТ
Грузоподъемность стропа, т __________________________________________________
Номер нормативного документа (ТУ) __________________________________________
Место товарного знака (эмблемы) предприятия-изготовителя стропа
Предприятие-изготовитель и его адрес _________________________________________
Место для чертежа стропа с указанием длины стропа
Масса стропа, т _____________________________________________________________
Порядковый номер стропа по системе предприятия-изготовителя ___________________
Год и месяц выпуска стропа __________________________________________________
Дата испытаний стропа ______________________________________________________
Результаты испытаний _______________________________________________________
Гарантийный срок __________________________________________________________
Условия, при которых может эксплуатироваться строп:

наименьшая температура окружающего воздуха, °С ____________________________

наибольшая температура окружающего воздуха, °С ____________________________

Подпись руководителя предприятия- изготовителя (цеха) или начальника службы контроля продукции (ОТК) предприятия-изготовителя
Место печати
(дата)
Примечания:

1. Паспорт должен постоянно храниться у владельца стропа.

2. При поставке партии однотипных стропов допускается изготовлять один паспорт на всю партию. При этом в нем должны быть указаны все порядковые номера стропов, входящих в данную партию.

Гарантии: предприятие-изготовитель гарантирует соответствие стропа техническим характеристикам, приведенным в паспорте (при соблюдении потребителем условий хранения и инструкции по эксплуатации) в течение 3 месяцев со дня ввода в эксплуатацию при односменном режиме работы в пределах гарантийного срока хранения (12 месяцев со дня выпуска стропа).

Испытание стропов статической нагрузкой

Чтобы вовремя обнаружить износ, порчу оборудования и, как следствие, избежать несчастных случаев на производстве, необходимо с определённой регулярностью проводить испытание стропов максимальной статической нагрузкой. Оно позволяет выявить:

  • нарушение целостности «тела» стропа (ленты – в случае с текстильным стропом, например);
  • наличие повреждений в соединительных узлах грузоподъёмного и такелажного оборудования;
  • деформации тех или иных блоков конструкции.

Регулярность проверок может заметно варьироваться:

  • для оборудования, активно эксплуатируемого на кранах в текущий момент времени, она составляет раз в 5-10 дней (исключением будут лишь стропы цепные – каждые 6 месяцев с момента начала эксплуатации);
  • для оборудования, находящегося на хранении, интервал увеличивается до 1 раза в месяц для текстильных стропов, до 1 раза в 3 месяца для стропов канатных и до 1 раза в 6 месяцев для цепных стропов.

Текстильные стропы, ленточные — петлевые (СТП) и кольцевые (СКП)

Материал:

100% полиэстер;

Коэффициент запаса прочности:

7:1, согласно требованиям РОСТЕХНАДЗОРА!;

Маркировка цветом:

принадлежит грузоподъёмности стропа;

Температурный диапазон применения:

от -80 до +100 °С;

Стандарты и требования:

ТР ТС 010/2011, ISO 4878, EN 1492-1:2014,

Гарантия:

3 месяца при односменной работе;

Обозначения:

СТП — Строп текстильный петлевой / СТК — Строп текстильный кольцевой

Тип, грузоподъемность (тонн)ЦветШирина, ммМинимальная длина, м1м, руб2м, руб3м, руб4м, руб5м, руб6м, руб7м, руб8м, рубСлед. метр, руб
СТП/СТК-1,0фиолетовый30110818426033741349056664376
СТП/СТК-2,0зеленый60119735551665178692110571192150
СТП/СТК-3,0желтый9012544326338541036121814001675214
СТП/СТК-4,0серый120268197212171590185721242473307
СТП/СТК-5,0красный15021130146518002135247028053140335
СТП/СТК-6,0коричневый18021305179122772763324937354221540
СТП/СТК-8,0синий24021839266634934321514859756803973
СТП/СТК-10,0оранжевый300224263282413849945850670675621070
СТП/СТК-12,0оранжевый300228683908494959907030807191121224
* Возможно изготовление строп большей грузоподъемности
Уточните наличие нашей продукции у менеджеров, телефоны для связи:(495) 221-76-96,(495) 255-24-68

Особенности испытания стропов

Испытания организуются с учётом изначально допустимых, нормативных значений нагрузки для каждого конкретного вида стропов:

  • текстильные стропы (РД 24-СЗК-01-01) подвергаются испытанию ст. нагрузкой (грузоподъёмность, умноженная на 1,25) ровно 3 минуты;
  • канатные стропы (ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93) испытываются значительной статической нагрузкой (заявленная грузоподъёмность изделия, увеличенная в 1,3 раза). Время воздействия также составляет 3 минуты;
  • цепные стропы (РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00, ТУ 3150-001-52466920-2005) проверяются также в продолжение трёх минут, при этом сама нагрузка приравнивается к грузоподъёмности приспособления, умноженной на два.

При необходимости проверки грузоподъёмных и такелажных стропов в разнящихся между собой производственных условиях рекомендуется устраивать оборудованию испытание динамической нагрузкой.

После того, как запланированная проверка и испытание нагрузкой проведены, изделие в обязательном порядке необходимо промаркировать.

Нормы выбраковки различных видов стропов

Время от времени устраиваемые испытания статической (а иногда и динамической) нагрузкой, а также тщательный внешний осмотр стропов позволяет выявить среди них те изделия, использовать в работе которые не просто нежелательно, но и буквально опасно.

Текстильные стропы

Строго запрещено применение ТС в работе по погрузке и перемещению грузов, если:

  • видны разрывы, порезы изделия (длина одиночного повреждения превышает 5 см.; протяжённость общего нарушения целостности – примерно 10% от изначального размера изделия);
  • в местах захождения краёв синтетического материала стропа один за другой обнаруживаются участки с заметным расслоением нитей (на участке, превышающем 2 см., разрыв 3-х и более машинных швов);
  • невозможно правильно определить маркировку стропа, с бирки не считываются главные характеристики изделия;
  • из-за нарушений правил эксплуатации, перевозки или хранения лента стропа имеет на своём протяжении узлы;
  • на протяжении 50% длины такелажного оборудования имеются загрязнения краской, цементом, смолами, продуктами нефтепереработки и прочими химическими веществами;
  • имеется три и более прокола/прожога ленты насквозь. При этом диаметр отверстий составляет 10% ширины синтетической ленты. Недопустимым является, если подобные повреждения удалены друг от друга на расстояние менее 1/10 от ширины ленты;
  • присутствуют участки ленты с заметным выпиранием синтетических нитей или их поверхностными обрывами. Недопустимо, если длина дефекта составляет более 10% от заявленной ширины изделия;
  • в местах контакта ТС с химическими соединениями разной этиологии обнаруживаются его заметные повреждения (длина от 5 см., объём от 10% от ширины изделия);
  • имеется опасное, с точки зрения эксплуатации, размочаливание ТС и его износ (объём более 1/10 от ширины петли стропа);
  • обнаруживается 10% отслоение края синтетической ленты-основы ТС.

Канатные стропы

При организации такелажных работ нельзя применять СК, если:

  • идентификационная бирка изделия имеет заметные повреждения или же просто отсутствует;
  • невооружённым глазом видны сильные перегибы канатов, их значительные заломы или вовсе обрывы;
  • на протяжении КС имеются узлы;
  • сокращение d КС более, чем на 7%;
  • на протяжении стропа канат надорван, местами расслоен и заметно перекручен;
  • область заплётки канатов неаккуратна, повсюду из неё топорщится проволока;
  • отсутствуют или имеют заметные повреждения идущие в комплекте с КС защитные элементы каната;
  • на опрессовочной втулке обнаруживаются заметные повреждения в виде различимых глазом трещин;
  • размер всё той же втулки заметно увеличен (более, чем на 10% от изначального).

Цепные стропы

Выбракованы должны быть ЦС со следующими дефектами:

  • внешне обнаруживаемые нарушения целостности в области соединений резьбы;
  • даже незначительные повреждения (будь то трещины или участки с расслоением) на рандомном участке изделия;
  • поломка или потеря замкового элемента на любом из концов приспособления;
  • разница, превышающая 10%, между размером навесных звеньев и звеньев непосредственно ЦС;
  • разница в 10% и более между d сечения звена ЦС и навешиваемых на него звеньев;
  • разница между ветвями конструкции, превышающая 1,5% от общей длины ЦС;
  • отсутствие бирки с маркировкой изделия.

Как часто должен проводиться осмотр строп?

Согласно требованиям действующих нормативов, стропы, которые используются регулярно, должны осматриваться не реже чем раз в десять дней. Приспособления, которыми пользуются редко, а также петлевые и кольцевые стропы осматривают перед каждым использованием.

Осмотр и браковку строп проводит представитель ИТР. Заключение о соответствии или не соответствии приспособлений характеристикам, указанным в паспорте, выдается на основании внутреннего и наружного осмотра, а также инструментального контроля.

Результаты проверки обязательно записываются в специальный журнал. В него также заносятся сведения обо всех обнаруженных дефектах и их устранении.

Безопасность проведения грузоподъемных работ напрямую зависит от качества строп. Поэтому покупать их нужно у проверенных поставщиков. Перейдя по ссылке https://chalka.com.ua/g79285029-stropy, вы сможете ознакомиться с характеристиками грузоподъемных приспособлений и выбрать подходящий вариант.

Требования к изготовлению строп

То, как долго прослужит строп, насколько надёжным и функциональным он будет, во многом зависит ещё и от строгости соблюдения технических требований, выдвигаемых к организации производства изделия.

Текстильные стропы

Процесс создания текстильных стропов регулируется целым рядом производственных требований. Основными из них признаются следующие:

  • во избежание распускания СТП концы синтетической ленты обязательно должны обрабатываться;
  • рекомендуется сшивать концы ленты крепкими нитями;
  • швы выполняются закрытыми стежками на специализированном швейном оборудовании;
  • суммарная прочность шва обязательно должна быть не ниже, чем общая прочность стропа на разрыв;
  • чтобы не допустить протирания лент, разрешена их обшивка защитной оболочкой;
  • если предполагается, что несколько строповых ветвей решено использовать в составе одной сцепной конструкции (многоветвевые СТ), необходимо проконтролировать применение в производстве единого материала-основы.

Канатные стропы

При изготовлении прочнейших КС учитываются следующие требования:

  • материал-основа (как правило, сталь) обязательно должен соответствовать действующим ГОСТам;
  • универсальный строп канатный (УСК) должен быть выполнен из цельного каната, наращивание его из отдельных кусков недопустимо;
  • захваты выполняются с применением ковки или штамповки, ни в коем случае не сварки;
  • диаметр блока обязательно должен быть в 8 раз больше диаметра каната;
  • наличие крюковых захватов предполагает обязательное наличие и предохранительных замков;
  • места заделки стальных канатов заплёткой обязательно обкатываются обжимными роликами или уплотняются простукиванием молотком;
  • место сплетения канатов не должно иметь торчащих концов проволоки. Рекомендуется обматывать его дополнительно проволокой или защищать оболочкой, выполненной из другого материала.

Цепные стропы

Грузовые ЦС, идеально подходящие для подъёма, удерживания и переноса груза, не оснащённого петлями для строповки, производят из отрезков круглозвенных цепей. Процесс производства выстраивается с соблюдением таких требований, как:

  • сварные или штампованные цепи, выступающие основой стропов, должны строго соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» и обязательно иметь сертификат качества;
  • на поверхности звеньев цепей, крюков не допустимо наличие трещин, расслоений и надрывов. Присутствие данных дефектов строго запрещено устранять посредством заваривания или пломбировки;
  • допускается сращивание отдельных металлических отрезков цепи (одинакового класса прочности, калибра и марки стали);
  • петли, звенья и скобы изготавливаются из стали методом гибки прутка в холодном или горячем состоянии;
  • захватные крюки и карабины изготавливаются методом ковки или штамповки за один нагрев;
  • звенья и цепи ЦС обычно красят двумя слоями специализированной эмали красного или желтого цвета разных марок (в зависимости от характера перемещаемых ими грузов);
  • захватные элементы стропа обязаны иметь тот же класс прочности, что и сама цепь.

Как проверяются цепные стропы?

Цепные стропы при соблюдении условий эксплуатации служат дольше других видов. Некоторые дефекты, возникшие при использовании приспособлений, можно устранить. Но цепные стропы подлежат списанию, если обнаружены следующие нарушения:

  • отсутствует или повреждена бирка;
  • отсутствует или повреждена маркировка;
  • длина ветвей стропа отличается более чем на 15 мм при свободном провисании;
  • звенья цепи удлинились более чем на 3% от первоначального размера;
  • диаметр сечения звеньев уменьшился на 10% и больше;
  • на захватных элементах нет предохранительных замков.

Чтобы продлить срок эксплуатации строп рекомендуется правильно подбирать их грузоподъемность, соблюдать правила работы и обеспечить надлежащие условия хранения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: