Технология укладки тротуарной плитки и пошаговое руководство


Многие хозяева загородных домовладений предпочитают выполнять мощение дорожек на придомовой территории с помощью тротуарной плитки. В итоге они получают не только практичное и долговечное покрытие, но и настоящее украшение своего участка. Правильная укладка тротуарной плитки – залог того, что покрытие будет справляться с возложенными на него задачами. Мнение, что наемные мастера, которые хорошо знают особенности укладки, справятся с работой лучше, чем сам хозяин, иногда ошибочное. Если разобраться в технологии укладки плитки, то с работой несложно справиться самостоятельно.

Что такое тротуарная плитка

Клинкерная плитка

Несмотря на то, что основным материалом для изготовления считается гранит, ввиду его повсеместной распространённости, в продаже часто встречается брусчатка из:

  • Диабаза;
  • Речного или осколочного песчаника;
  • Габбро;
  • Брекчии;
  • Мрамора;
  • Сланеца.

По способу изготовления брусчатку подразделяют на:

  • колотую (все 6 граней имеют неровную поверхность);
  • колото-пиленную (4 или 5 грани неровные, а 1 или 2 идеально гладкие);
  • пилено — колотую (4 – 5 грани идеально гладкие, а 1 или 2 сколотые);
  • пилёную (все 6 граней имеют гладкую поверхность).

По форме:

  • Шашка – правильные кубические блоки с ребром 50 или 100 мм. Впрочем, размер может варьироваться, бывают шашки и с меньшими габаритами;
  • Прямоугольник – правильный параллелограмм, у которого соотношение длины и ширины выражается как 1 к 2. Наибольшее распространение получила брусчатка с габаритами 100 на 200 и высотой от 30 до 80 мм;
  • Простые фигуры – веер, соты, ромб, круг, клевер и т.д.

Цветовая гамма брусчатки из натурального камня включает:

  • все оттенки серого цвета;
  • жёлто-красный спектр (розовый, жёлтый, красный, оранжевый);
  • зелёный (редко).

Вехи истории

Брусчатка Габрро

К сожалению, в 20 столетии мощёные дороги были демонтированы или покрыты слоем асфальта. Наступила новая эра в автодорожном строительстве: себестоимость и трудозатраты при укладке асфальтового полотна оказались на порядок ниже.

Однако сегодня, брусчатка вновь обрела утраченную сто лет назад популярность. И этому есть простое, логическое объяснение – мощёные дорожки выглядят гораздо красивее, срок службы у них на порядок дольше, а укладка брусчатки не составляет особого труда. Единственный недостаток такого покрытия – цена.

Попытки удешевить себестоимость работ и материалов принимались на протяжении многих столетий. Одним из наиболее удачных решений стало изготовление клинкерной брусчатки. Новаторами такого производства были голландцы. Именно они, в начале 19 века, первыми вымостили двенадцати километровый участок дороги клинкерным полнотелым кирпичом. Вскоре большинство стран Старого Света стали использовать такую технологию. В Западной Европе мощение тротуарной плиткой дорог и площадей не теряло актуальность вплоть до середины прошлого века.

Для изготовления клинкерной брусчатки/кирпича применяли тугоплавкие сорта глины. Формованные изделия высушивали, а затем обжигали в печах при высокой температуре (1350 – 1580 С). Удивительно, но для получения клинкера различных цветов красители не использовали. Цветовая палитра расширялась за счёт смешения разных видов глин, обдува кислородом, изменения температурного режима при обжиге.

Клинкерная брусчатка считается самым экологически чистым материалом.

На территории российской империи первый завод по производству кирпича «звончака» появились в 1779 году. Но, несмотря на то, что сняли с производства дорожный клинкер почти через 200 лет, в 1976 году, широкого распространения за это время он не получил.

В нашей стране фигурные тротуарные элементы из цемента оказалась более востребованной.

Основные преимущества тротуарной плитки

Мощение тротуарной плитки

К неоспоримым достоинствам такого покрытия можно причислить:

  • эстетическую составляющую;
  • широкий ассортимент;
  • устойчивость к агрессивному воздействию природных факторов (осадки, переход через 0, низкоотрицательные температуры);
  • способность сопротивляться динамическим нагрузкам;
  • длительный эксплуатационный период;
  • доступную цену;
  • простоту монтажных и демонтажных работ.

Виды тротуарной плитки с их плюсами и минусами

Вибропрессование плитки

Добавление химических модификаторов (присадок) позволяет повысить прочность, морозостойкость, гидрофобность ФЕМ и увеличить период её эксплуатации.

Качество продукции зависит от марки и типа используемого цемента, песка, добавок, а также от технологии приготовления бетона (соотношение сухих составляющих и воды) и производственной методики.

По способу производства подразделяют на:

  • вибролитую;
  • вибропрессованную;
  • гиперпрессованную.

Вибролитая.

Специальные резиновые или пластиковые формы устанавливают на непрерывно вибрирующей поверхности и заполняют готовой бетонной смесью. После равномерного распределения раствора и удаления пузырьков воздуха, формы перемещают в тёплое помещение и отваляют на 2 суток для затвердевания и набора прочности.

Процесс производства осуществляется в ручном режиме, поэтому имеет место человеческий фактор. На качество изделий влияет температура сушки, интенсивность и длительность вибрации.

Отличительные особенности такого покрытия:

  • многообразие форм и расцветок;
  • наличие рисунка на лицевой стороне;
  • гладкая глянцевая поверхность;
  • относительно невысокая стоимость.

Недостатки:

  • незначительная морозостойкость;
  • гигроскопичность;
  • высокая степень истираемости;
  • толщина не более 50 мм, что существенно ограничивает область её применения (садовые и пешеходные дорожки с небольшой нагрузкой).

Вибропрессованная.

Готовую цементную смесь заливают в матрицы. Одновременно с непрерывной вибрацией, наполненные формы начинают сжимать (спрессовывать).

Для вибропресованных изделий характерны:

  • низкая истираемость;
  • малая степень гигроскопичности;
  • высокая прочность и морозостойкость.

Стоимость вибропрессованных ФЕМ в несколько раз выше, чем вибролитых. Однако и период эксплуатации таких изделий на порядок выше. Автоматизация процесса производства позволяет изготавливать элементы мощения толщиной до 120 мм, что существенно расширяет область их применения. Вибропрессованная плитка пригодна для мощения подъездных дорог и автомобильных стоянок.

Сравнительная таблица технических характеристик вибролитых и вибропрессованных изделий.

№ п/пХарактеристикаЛитаяПрессованная
1Водопоглощение W46
2Прочность F150 – 200300
3Марка, используемого бетона M200 – 300300 – 500

Гиперпрессованная.

Уплотнение форм с цементной смесью происходит под высоким давлением без вибрации. В качестве исходного сырья применяют смесь цемента, мраморного известняка и химических модификаторов. Готовые изделия характеризуются:

  • долговечностью;
  • морозоустойчивостью;
  • прочностью.

В последние года ассортимент ФЕМ расширился за счёт появления на строительном рынке ФЭМ из

  • резиновой крошки;
  • полимерпесчаной смеси.

Они уже успели хорошо зарекомендовать себя, благодаря повышенным технико-техническим характеристикам.

Светящаяся в темноте тротуарная плитка – ещё одно достижение производителей ФЕМ. Прозрачный корпус из эпоксидной смолы с вплавленными в него светодиодами или элементами накопительного действия устойчив к низкоотрицательным температурам, многократному переходу через 0 и агрессивному воздействию влаги. Светящиеся вкрапления – идеальное решение для создания необычных дизайнерских проектов, как во дворе частных домов, так и на городских площадках. Правила укладки тротуарной плитки, светящейся в темноте, ничем не отличаются от общепринятых норм.

Мощность двигателя

Мощность двигателя напрямую влияет, насколько легко будет перемещаться виброплита по сложным поверхностям. Агрегат после включения сам тянет себя вперед, и чем выше мощность, тем проще ему будет преодолеть подъемы и участки с рыхлой поверхностью. Если виброплите не хватит мощности, то она может утонуть в вязком грунте или не осилить подъем, и тогда человеку, управляющему агрегатом, придется брать на себя более высокую нагрузку.

Мощность зависит от типа двигателя:

  • электродвигатель имеет мощность от 250 до 2200 Вт, потому сфера его использования ограничена преимущественно частным строительством;
  • бензиновыйдвигатель с мощностью 1770-9800 Вт может справиться уже практически с любой задачей;
  • дизельный двигатель может иметь мощность от 3000 до 24500 Вт. Самые мощные агрегаты – это тяжелые промышленные машины.

Если вы не укладываете дорогу национального значения и не готовите фундамент для многоэтажного дома, то можно смотреть в сторону агрегатов мощностью до 6-10 кВт. Широкий выбор подобных виброплит представлен на странице https://www.litenergo.ru/catalog/stroitelnoe-oborudovanie/vibroplity/. Компания напрямую сотрудничает с производителями оборудования, потому гарантирует высокое качестве продукции и выгодные цены.

9 советов по выбору виброплиты

Форма и размеры тротуарной плитки

Плитка лепесток

  • 200х200х50;
  • 250х250х60;
  • 280х280х60.

Сегодня на смену строгим клеткам и кирпичам пришли более интересные по форме варианты.

  • Катушка;
  • Катушка обратная;
  • Ромб;
  • Шестигранник;
  • Чешуя;
  • Бабочка;
  • Ракетка;
  • Кирпич;
  • Соты;
  • Лепесток;
  • Квадрат.

Виды тротуарной плитки и её размер прописаны в ГОСТ 17608-91, однако каждый производитель имеет право изготавливать ФЕМ по «своим» параметрам.

Плитка квадрат

Как подобрать плитку

Главный критерий, на который следует обращать внимание при покупке – это толщина. Этот параметр варьируется в зависимости от планируемой вертикальной нагрузки:

  • 32 – 60 мм для пешеходных дорожек;
  • 60 – 110 мм для автомобильных дорог и парковок.

Не последнюю роль при выборе играет и ценовая политика. Слишком низкая стоимость ФЕМ или неоправданно высокие скидки – лишний повод задуматься о её качестве. Попытки сэкономить не всегда приводят к желаемому результату. Хороший товар не может стоить дешёво, из-за высокой себестоимости входящих в её состав композитов.

Лучше отдать предпочтение проверенному производителю, хорошо зарекомендовавшему себя на рынке, даже если его продукция несколько дороже. В этом случае велика вероятность, что плитка для двора частного дома удачно «перезимует», а не рассыплется после первых морозов.

Гладкие, блестящие фигурные элементы для мощения всегда привлекает внимание своей красотой и благородством. Однако прежде чем оплатить покупку, подумайте, что дорожка из тротуарной плитки с глянцевой поверхностью может стать причиной многочисленных травм и ушибов. Многие производители, наоборот, стараются придать верхнему слою дополнительную шероховатость, чтобы предотвратить негативные последствия (падения, аварии).

Для чего нужна?

Виброплита — это это такое?

Она состоит из 5 основных элементов.

Двигатель бывает бензиновым, дизельным и электрическим.

Он приводит в движение все рабочие детали инструмента.

Ременная передача отдаёт крутящий момент с двигателя на эксцентрик.

Он, в свою очередь, создаёт вибрационные колебания для осуществления трамбовки. Воздействие на поверхности происходит с помощью плиты основания, а управление доступно при помощи ручки оператора.

Виброплита обладает мощным и тяжёлым основанием, которое вместе с вибрацией на высокой частоте позволяет уплотнять поверхность. Эффективность работы зависит от мощность устройства и объёма его бензинового (или электрического) двигателя. Большинство моделей виброплит очень манёвренные, что позволяет выполнять задачи даже на кривых и неудобных участках поверхности.

Как самому положить тротуарную плитку

Как и все строительные работы, процесс укладки тротуарной плитки начинается с составления проекта и сметы. Причём на данном этапе следует не только правильно подсчитать количество необходимых фрагментов, но и провести расчёт земляных работ. Это поможет заранее определить, сколько кубов грунта придётся вынуть, куда его деть (вывезти или разровнять по территории), сколько песка, щебня и гравия закупить.

Идеально если импровизированный проект будет снабжён сопутствующими чертежами или схемами, выполненными в масштабе, тем больше шансов, что вам удастся правильно положить тротуарную плитку с первого раза.

Способы укладки

Схема укладки плитки

  • на песок;
  • на песчано-цементную смесь;
  • на бетонное основание.

Чем большая нагрузка планируется на мощёную поверхность, тем более качественным должно быть основание. При обустройстве подъездной дороги и автомобильной парковки на сейсмически подвижных территориях с пучинистыми грунтами, имеет смысл залить бетонное основание, которое предотвратит движение земных пластов и проседание или выдавливание фрагментов со своих мест. Такой метод требует серьёзных финансовых затрат, но в этом случае цель оправдывает средства.

Под садовые дорожки или прогулочные аллеи на территории частного дома, по которым не планируется движение автомобилей, заливать бетонную стяжку нет никакой необходимости. Достаточно просто подготовить песчано-гравийную постель.

Монтаж тротуарной плитки на песчано-цементную смесь осуществляют в тех случаях, когда хотят придать покрытию характеристики монолита. Такой способ используют при мощении дворов, дорожек высокой прочности, пешеходных зон, игровых и спортивных площадок.

Материалы и инструменты

Чтобы в процессе укладки не отвлекаться на поиски нужных инструментов или недостающих материалов, об их наличии следует позаботься заранее. Процесс мощения невозможен без:

  • измерительных инструментов и уровня;
  • колышков, лески или верёвки;
  • шпателя и мастерка;
  • длинных ровных брусков или профилированных труб (маяков) и правила;
  • лопаты, граблей и тяпки (выравнивать основание ей гораздо удобнее);
  • болгарки и диска для бетонных поверхностей;
  • ведра и лейки;
  • киянки или резинового молотка;
  • бетономешалки (если предусмотрена заливка основания);
  • мётлы или веника;
  • виброплиты или пневмотрамбовки.

Если вы не планируете специализироваться на мощении тротуарных покрытий, то покупка виброплиты станет для вас неоправданной тратой. Гораздо практичнее взять её на прокат в фирме, предоставляющей подобные услуги. Если площадь мощения невелика, то можно обойтись обычной трамбовкой кустарного производства (труба с приваренным к ней ровным металлическим листом).

Также потребуется:

  • песок, отсев, щебёнка, цемент;
  • элементы мощения и бордюры (поребрики);
  • арматура и вязальная проволока;
  • геотекстиль.

Текущая эксплуатация

  • В зимнее время для уменьшения скольжения покрытие можно посыпать песком.
  • Во избежание эрозии поверхности не рекомендуется посыпать дорожки абразивными смесями, содержащими соль.
  • Производить уборку дорожных покрытий в зимнее время при помощи инструментов с металлической рабочей частью (ломами, лопатами) не рекомендуется.
  • Если снег не был убран вовремя, и образовалась наледь, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического инструмента.
  • Уход за тротуарным покрытием требует минимальных усилий.
  • Плитку необходимо мыть водой по мере загрязнения, в местах повышенной проходимости чаще. Помыть небольшой участок мощения около коттеджа не представляет большой сложности.

Процесс укладки тротуарной плитки

Уклон площадки из тротуарной плитки

Для предотвращения скапливания дождевой воды после выпадения осадков или таянья снегов тротуарная плитка во дворе должна быть уложена с небольшим уклоном. В какую сторону организовать сток воды зависит от особенностей рельефа территории, но обычно уклон ведут от дома к воротам.

Не следует делать большой перепад высот. Вполне достаточно 10 мм на каждый погонный метр. В этом случае во дворе длиной 10 м перепад высот составит 10 см – лишняя вода беспрепятственно стечёт.

Чтобы не испытывать затруднений с соблюдением уклона в процессе работы, установите два колышка в начале и конце участка и натяните между ними прочную бечёвку. Вначале выровняйте нитку относительно горизонтальной плоскости, а затем опустите её второй конец на нужное количество сантиметров. Нитка в точности повторит нужный уклон.

Разметка

Разметка под мощение брусчатки

Подготовка основания

Выемка грунта

После нанесения разметки приступают к выемке лишнего грунта. Глубина будущей траншеи под «постель» рассчитывается исходя из количества необходимых слоёв.

Основание из песка и цемента

Основание из песка

Для садовых дорожек глубина составляет: 10 см песок + 15 см щебень или гравий + 5 см песок или сухая песчано-цементная смесь + 5 см толщина ФЭМ. Для дорожек с небольшой нагрузкой, расположенных на устойчивых грунтах, можно уменьшить глубину до 20 см.

Заливка бетонного основания

Для мощения двора с парковочным местом для автомобиля глубина составляет: 15 см песок + 15 см щебень + 12 см бетонное основание + 5 см песчано-цементная смесь + 6 – 10 см толщина брусчатки.

Установка бордюров

Установка бордюров

После вынимания лишнего грунта основание траншеи под пешеходную дорожку тщательно трамбуют, устанавливают бордюры и фиксируют их жёстким цементным раствором. Ориентиром для выставления бордюров служит нить, натянутая с уклоном.

Дожидаются затвердевания бетона и кладут на дно геотекстиль. Размещая слои внахлёст с забегом в 15 см.

Отсыпка и трамбовка пирога

Геотекстиль не избавляет от появления сорной травы, она всё равно будет прорастать из щелей между фрагментами мощения. Главная его задача – предотвратить миграцию подсыпанного материала в глубинные слои почвы и воспрепятствовать просачиванию грунтовых вод.

Технология укладки тротуарной плитки в пешеходных зонах с невысокой нагрузкой и в местах автомобильных подъездов и стоянок абсолютно идентична. Разница заключается лишь в устройстве подсыпанного основания.

Как сделать подушку для пешеходной дорожки

  • Сверху на геотекстиль насыпают слой песка и утрамбовывают виброплитой или трамбовкой, стараясь чтобы объём уменьшился на 20 %;
  • Смачивают водой и дожидаются полного высыхания;
  • Потом укладывается слой щебня или гравия с последующей трамбовкой;
  • Последней засыпают песчано-цементную смесь и ещё раз утрамбовывают.

Как сделать подушку под авто

  • Также как и при обустройстве постели для пешеходных дорожек, монтаж послойной подушки под авто стартует с установки защитного геотекстильного слоя;
  • Затем начинают выкладывать поочерёдно слои песка и гравия, уплотняя каждый из них виброплитой;
  • После уплотнения основания приступают к сборке металлической обрешётки из арматуры. Для создания прочного каркаса достаточно прутьев толщиной 10 – 12 мм. Связанную армирующую решётку приподнимают на небольшие «постаменты» высотой 3 – 5 см и фиксируют цементными якорями;
  • Пока происходит схватывание фиксирующих якорей, устанавливают маяки, сверяют их с требуемым уклоном и заполняют пространство бетоном. Для удаления пузырьков воздуха и равномерного распределения смесь проводят усадку вибролопатой, и только затем выравнивают поверхность по маякам;

Подготовка и выравнивание цементно песчаной смеси (цпс) по маякам

Обратите внимание, в качестве маяков при заливке бетонного основания используют брусья, толстые доски или трубы, размер которых точно соответствует толщине будущего основания. Верхний край импровизированной обрешётки должен обязательно соответствовать запланированному уклону. Даже малейшее несоответствие приведёт к перекосу всей бетонной конструкции. На больших площадях маяки монтируют с шагом не превышающим размер правила, чтобы можно было без проблем вывести плоскость.

Маяки для выравнивания песчаной или цементно-песчаной смеси могут быть из брусьев или профилированных труб. Прокладывают их ровно под натянутыми лесками, выравнивают по уровню, заполняют остатками песчано-цементной смеси и затягивают правилом.

Укладка тротуарной плитки (пошаговая инструкция)

Укладка брусчатки – финальный этап мощения. Чтобы не нарушить целостность песчано-цементной смеси укладка тротуарной плитки осуществляется «от себя». То есть мастер движется не по подготовленному основанию, а по только что выложенной поверхности.

В отличие от облицовки стен и полов кафелем, укладка плитки на улице осуществляется без использования крестиков. Это ускоряет процесс и облегчает работу мастера. Но это вовсе не означает, что выложить идеально ровную поверхность можно без дополнительных инструментов. Киянка или резиновый молоток и уровень должны быть постоянно под рукой. После установки фрагмента на «место» его необходимо обязательно простучать молоточком и проверить уровнем или правилом (длинным шпателем). Укладываемые элементы должны образовывать единую плоскость.

Обработка плитки перед укладкой

Для уменьшения гигроскопичности, увеличения эксплуатационного периода и сохранности элементов после многочисленных переходов через 0, укладка тротуарной плитки должна начинаться с обязательной обработки защитными составами.

После погружения ФЭМ в защитную смесь на её поверхности образуется прочная, влагонепроницаемая плёнка, которая препятствует проникновению воды внутрь капилляров. Благодаря чему уменьшается вероятность внутренних разрывов во время морозов.

Заполнение швов между плиткой

Заделка швов между плиткой

После того как укладка брусчатки будет завершена, останется лишь заполнить имеющиеся между элементами пустоты. Чтобы элементы не «ходили» швы необходимо заделать раствором из песка и цемента. Для этого сверху смонтированного основания следует насыпать слой песчано-цементной смеси (сухой), а затем смести её жёсткой щёткой или веником. В результате таких действий все пустоты заполнятся. После намокания смесь схватится и скрепит отдельные фрагменты между собой в большой монолит.

Трамбовка тротуарной плитки виброплитой

Тромбование плитки виброплитой

Даже несмотря на то, что укладка брусчатки сопровождалась вбиванием её на место резиновым молотком, после завершения монтажа следует провести дополнительную усадку с помощью виброплиты или пневмотрамбовки.

Обратите внимание, чтобы поверхность мощения не разрушилась под ударным воздействием виброплиты, на неё следует обязательно надевать полиуретановую накладку.

Применение виброплиты ускоряет процесс трамбовки, улучшает качество прессования и выравнивания мощёной поверхности.

Правила трамбовки с помощью виброплиты

Трамбовка грунта, песка, гравия или щебня имеет свои особенности, которые связаны со свойствами этих материалов. Если их не учитывать, то не получится качественно уплотнить насыпанный слой, что в дальнейшем скажется на долговечности возведенного сооружения.

Виброплиты по массе разделяются на несколько групп. Чем больше вес агрегата, тем большей толщины слой насыпанного сыпучего материала можно с его помощью трамбовать. Приступая к работе, следует учитывать такие нюансы.

  1. Легкое оборудование (весом до 75 кг) способно увеличить плотность слоя толщиной 15 см, поэтому широко применяется в ландшафтных работах и при укладывании тротуарной плитки.
  2. Универсальные модели техники (массой 75-90 кг) могут уже утрамбовать 25 см насыпанного материала. Их используют при укладке асфальта, а также при частичном ремонте дорог.
  3. Агрегаты средней тяжести (весом 90-140 кг) предназначены для работы со слоями толщиной до 60 см. С их помощью проводят уплотнение засыпки траншей и котлованов, а также возведение дорожных насыпей.
  4. Тяжелое виброоборудование (массой более 140 кг) используют для выполнения тех же рабочих операций, что и среднетяжелую технику.

В таблице далее представлена пригодность вибрационных плит различной массы для трамбовки разных материалов.

Таблица пригодности вибрационных плит

Из таблицы видно, что слабосвязанные грунты (пылевые) более эффективно утрамбовывать виброоборудованием весом от 300 до 950 кг.

Для уплотнения глинистых грунтов и суглинков виброплиты не подходят. В таких случаях используют вибротрамбовки либо виброкатки (при больших объемах работ).

При работе с вибрационной плитой следует придерживаться следующих общих советов:

  • необходимо учитывать характеристики утрамбовываемых поверхностей;
  • пропускать отдельные участки нельзя;
  • оптимальным считается количество проходов плитой от 4 до 6;
  • максимальная толщина слоя должна соответствовать возможностям используемой техники;
  • поверхность подготовленной площадки не должна иметь перепадов, превышающих 2 см;
  • каждый уровень многослойной подушки уплотняют отдельно;
  • нужно, чтобы используемые строительные материалы соответствовали по своим свойствам ГОСТ.

Что касается того, сколько должно быть оборотов на виброплите, то здесь следующая закономерность: чем выше частота, тем удобнее работать с мелкофракционными грунтами. Так, например, для уплотнения щебня либо гравия с размером отдельных камешков до 10 мм (и менее), а также песка хорошо подойдет оборудование с 6000 об/мин. Если камень размером 6 см, то можно воспользоваться устройством с 3000 об/мин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: